sitemap

Open menu tree structure
Main building

Pervomayskaya, St, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Mon-Sat 8:30 am – 5 pm
Lunch break 12:30 pm – 1 pm
Map of the premises
Map of the premises

(8772) 570273

abitur@adgnet.ru
Press service

(8772) 570273

press@adgnet.ru
Font:
A A A
Цвет: C C C
Images On Off
Desktop version (of the website)

Елена Брызгалина: ”Будущее нельзя предсказать - к нему можно только готовиться”

Event Science Interview

wJmDsAj55Co.jpg

Кавказская математическая олимпиада – больше, чем математика. Это настоящий праздник науки, торжество научной мысли. А какой праздник без гостей?

По приглашению ректора Адыгейского государственного университета Дауда Мамия и начальника Управления аспирантуры и диссертационных советов Светланы Ляушевой в самый разгар Пятой Кавказской математической олимпиады Адыгею посетила заведующая кафедрой философии образования, философского факультета МГУ - Елена Владимировна Брызгалина. Встреча прошла в Парке науки и инноваций АГУ.

Спектр обсуждаемых вопросов охватывал самые разные сферы деятельности. Елена Владимировна отвечала на вопросы не только с позиции современного философа, но и обладательницы самой настоящей профессии будущего - биоэтика. 

Неизвестно, просчитывали ли такую вероятность писатели-фантасты. Ведь у каждого из них - от Рэя Брэдбери до братьев Стругацких - свой вариант развития событий. Есть он и у Елены Брызгалиной.

- На мой взгляд, будущее нельзя предсказать - к нему можно только готовиться. В том числе и через систему образования. Каким образом? Делать всё, чтобы люди взяли на себя ответственность за тот образ будущего, который они формируют своими действиями уже сейчас, делая выбор, касающийся новых научных знаний и технологий.

Какие шаги можно и нужно предпринять, чтобы приблизить желаемый вариант изменений окружающей действительности?
Не обошлось без обсуждения вопросов политики - с научной точки зрения, разумеется. Наша гостья рассказала нам, какая поправка к Конституции сыграла для нее, как для биоэтика и философа, ключевую роль.

В существующем варианте Конституции есть статья о том, что права и свободы принадлежат каждому от рождения. Была попытка изменить эту формулировку в сторону срока формирования генома, сделать ее более конкретной. Меня лично очень беспокоил факт отождествления “будущего человека” с “человеком потенциальным”. В первую очередь такая подмена понятий может привести к ограничениям, скажем, в сфере суррогатного материнства, и не только в ней. Поэтому далеко не каждая поправка имеет право на законное существование”, –  объяснила свою позицию философ.

Преподаватели, сотрудники и гости Адыгейского государственного университета получили уникальную возможность - обсудить научные, философские и даже моральные предпосылки будущего, которое уже наступает. Не секрет, что в самое ближайшее время появится много совершенно новых профессий, открытий и изменений в жизни общества. Предусматривает ли это коренные изменения в моральной парадигме и как следствие рост преступности?

“Изменения во всех областях жизни требуют изменения в перечне профессий, к которым готовит людей система образования. Появится достаточное количество специальностей, направленных на актуализацию системы ценностей - например, биоэтик. Это не приведёт к росту преступности напрямую, но может быть сопутствующим фактором, – поделилась своим мнением наша гостья. – В свою очередь, появятся более совершенные методы раскрытия и даже предотвращения преступлений. Новые технологии не только ставят перед социумом новые задачи, но и предлагают способы их решения”.

D6LGSuiuFRI.jpg

Помимо встречи с коллегами, в программу Елены Владимировны вошли три публичных выступления. Первое прошло в формате философского салона. На встрече обсудили сразу несколько тем, но все они в той или иной мере коснулись изменений в системе мирового образования.

Дело в том, что мировая система образования недавно перешла от знаниевой парадигмы оценки результатов к компетентностной,  – подчеркнула Елена Владимировна. – Вот я хотела бы поговорить с коллегами, о существующих сегодня моделях компетенций: hard-skills и soft-skills”.

Что подразумевают под собой эти понятия?

Следует пояснить: hard-skills – или «твёрдые» профессиональные навыки - то, о чём должен знать человек с дипломом по специальности. Разбираться в принципах работы и настройки нужного оборудования, например. 

В свою очередь, перечень компетенций soft-skills включает те качества человека, которые могут пригодиться ему в любой сфере деятельности, как профессиональной, так и личной. Креативность, коммуникативность, политическое мышление - всё это, по мнению специалистов, должен развивать в себе каждый из нас. Именно эти навыки помогают людям взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях цифровизации и развития искусственного интеллекта.

“Однако, к сожалению, как в системе общего, так и в системе высшего образования внимания soft-skills сегодня по-прежнему уделяется недостаточно”, - отмечает философ.
Тем не менее, образование всё больше становится ориентированным на проектную деятельность, на взаимодействие в междисциплинарных командах. Новому поколению уже не нужно предоставлять готовую информацию - они сами с успехом способны её находить, избирательно усваивать и относиться к ней критически. 

Какие качества при этом нужно формировать школьникам и педагогам? –один из главных вопросов, поднятых на встрече.

Другой, не менее важный вопрос: зачем нужен переход от знаниевой парадигмы к компетентностной? Разве, пройдя определённую образовательную ступень, школьник или студент не станет достаточно компетентным в тех или иных вопросах?
Как оказалось, не станет. 

И главная проблема кроется в том, что даже те знания, которые сегодня несет система высшего образования, очень быстро устаревают”, – объясняет Елена Владимировна. Так, дисциплина, которую преподавали студентам на первом курсе, уже к моменту их выпуска может кардинально измениться. Соответственно, если бы Россия осталась в мировой системе образования лишь на уровне "фиксации" результатов в виде знаний, российское образование неизбежно стало бы отставать.

564U3WU7HRw.jpg

Следующее преимущество, по мнению ученого, крайне значимое как для страны, так и для всего мира в целом – тенденция к глобализации образования. На сегодняшний день необходимо, чтобы из дипломов об образовании было ясно, что человек знает и умеет, и при этом совершенно неважно, в каком регионе страны получен его диплом.

Были еще несколько факторов, в том числе экономических, – говорит профессор МГУ, –в экономике стала развиваться концепция человеческого капитала - то есть отныне человек ценен не только тем, что он знает сейчас, но и чем он потенциально может быть полезен экономике, жизни социума в других сферах, своей семье, себе самому”.

В сложившейся ситуации немаловажную роль играют морально-этические вопросы междисциплинарной научной деятельности. Насколько для учёного-практика (медика, химика, изобретателя) важны моральные принципы?

Их роль в научно-практической деятельности постоянно растет. В силу трех аспектов - науки как социального института, значимости этических норм для мирового научного сообщества и выхода в конкретной исследовательской деятельности на систему ценностей общества: личных, семейных, религиозных - каждый исследователь должен держать в фокусе своего внимания проблемы этики”, - отметила Елена Владимировна.

Не менее сложной и содержательной по постановке вопросов получилась и вторая тема, заявленная гостьей: "Искусственный интеллект в медицине: философско-психологический аспект".

В нормативных документах Российской Федерации есть указ президента 2019-го года о развитии искусственного интеллекта в нашей стране, – говорит Елена Владимировна, – и,если мы посмотрим на мировые тенденции, то сможем выделить несколько сфер, где искусственный интеллект будет развиваться быстрее всего. Это сфера здравоохранения, сфера образования и сфера государственного муниципального управления”.

По каким основным направлениям искусственный интеллект (ИИ) проявляется в медицине и какие проблемные зоны могут возникать в этом случае? Кто понесёт ответственность за принятие некорректного решения, принятого к пациенту? Искусственный интеллект, который подсказал врачу диагноз на базе анализа сходных случаев или сам врач, который принял рекомендацию не критически? – Ключевые вопросы на повестке лекции.

Вопрос применения искусственного интеллекта в медицине, с одной стороны воспринимается как насущная необходимость, а с другой вызывает вполне обоснованные опасения. Особенно если речь идет об серьезном терапевтическом или медикаментозном вмешательстве. Сможет ли “machina sapiens” правильно оценить риски и принять взвешенное и правильное решение с учетом “человеческого фактора”? Вот что по этому поводу думает гостья Адыгейского госуниверситета.

zDDI0QT1wYs.jpg

“Роботизированные системы - такие как робот-хирург Da Vinci - успешно проводят хирургические вмешательства уже сегодня. Ключевая проблема - вопрос полной передачи контроля ИИ в ситуациях, требующих особой ответственности, просчитывания группы рисков и вероятностей, - уточнила Елена Владимировна. - На сегодняшний день ни один робот не в состоянии правильно оценить все личностные аспекты и рассмотреть пациента как равного партнёра. 

В числе актуальных – проблема медикализации жизни человека – то есть расширения сферы влияния современной медицины – и проблема генетизации. Воздействие на геном человека еще пятьдесят лет назад было прорывом на грани научной фантастики. А чуть больше века тому назад ученые пробовали лечить страждущих, воздействуя на их сознание методом, который сейчас вновь обретает популярность. Гипноз, как терапевтическая мера - насколько этично использовать его, и подобные манипулятивные тактики?

Все воздействия на психику человека сегодня пытаются регулировать новым понятием “нейроэтика”. Ее принципы пока только формируются. Очевидно, что использование этих технологий в терапевтических целях мы запретить не можем. Здесь речь идет о границах и оправданности использования гипноза для определенных категорий людей, в том числе детей. Законно ли “взламывать” границы психики ради “улучшения” человека? Это очень опасная тенденция. Поэтому к гипнозу, как и к любому подобному инструменту, я отношусь с осторожностью”,– рассказала Елена Владимировна.

Когда в перспективе медицина перейдет на полное предотвращение заболеваний на базе геномного анализа, само понятие здоровья, в привычном для нас понимании, исчезнет. Потому что одно из определений здоровья - это возможность не думать о нём. А если мы знаем, чем мы можем потенциально заболеть, в силу, например, генома, который у нас есть, теоретически речь идет об очень серьезных вещах. Придётся ли нам изменить представление о том, что такое свобода? Как нам выстраивать свою жизнь в таких условиях? Насколько мы готовы существовать на равных с техническими устройствами? В небольшом интервью наша гостья отвечает на эти и другие вопросы.

После таких сложных и неоднозначных тем, третья лекция Елены Брызгалиной перенесла слушателей в сказочную реальность с не всегда очевидным историческим подтекстом. На встрече провели философский анализ сказки "Золушка". Для наибольшей наглядности, в мероприятии приняли участие сразу несколько условных «Золушек» и «Принцев» самых разных эпох, времён и народов – от египтянки Родопис до Синдереллы Шарля Перро. Все желающие смогли посмотреть на, казалось бы, знакомый текст совершенно новым взглядом: оценить сказку с точки зрения культурологии, истории, мифологии и искусства, а впоследствии получили понятный и простой рецепт счастья от той самой Золушки.

В свою очередь, Елена Владимировна поблагодарила руководство университета за приглашение в Адыгейский госуниверситет и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

E7K3_gcma9A.jpg

Upcoming events

II Tourism Hackathon "Another Maykop" at Adygea State University
APRIL, 20-21
II Tourism Hackathon "Another Maykop" at Adygea State University
Adyghe State University is hosting the II tourism hackathon "Another Maykop" as part of the strategic project "Adygea - Territory of Health." The event aims to promote the development of tourism in the region and make the city of Maykop more attractive to visitors. This year's hackathon will take place from April 20th to 21st, with a new format that includes individual participants alongside group projects. Schoolchildren are also encouraged to participate.
IV International  scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"
April, 25
IV International scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"
The Adyghe State University International Faculty's Department of Russian as a Foreign Language invites you to take part in the IV International  scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"