карта сайта

Раскрыть все уровни

Абитуриентам

Выпускникам

Школьникам

Университет

Наука

Научно-технический совет (НТС)

Аспирантура, докторантура, диссертационные советы

Научные издания

Контакты

Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Кабинет абитуриента
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Елена Брызгалина: ”Будущее нельзя предсказать - к нему можно только готовиться”

Событие Наука Интервью

wJmDsAj55Co.jpg

Кавказская математическая олимпиада – больше, чем математика. Это настоящий праздник науки, торжество научной мысли. А какой праздник без гостей?

По приглашению ректора Адыгейского государственного университета Дауда Мамия и начальника Управления аспирантуры и диссертационных советов Светланы Ляушевой в самый разгар Пятой Кавказской математической олимпиады Адыгею посетила заведующая кафедрой философии образования, философского факультета МГУ - Елена Владимировна Брызгалина. Встреча прошла в Парке науки и инноваций АГУ.

Спектр обсуждаемых вопросов охватывал самые разные сферы деятельности. Елена Владимировна отвечала на вопросы не только с позиции современного философа, но и обладательницы самой настоящей профессии будущего - биоэтика. 

Неизвестно, просчитывали ли такую вероятность писатели-фантасты. Ведь у каждого из них - от Рэя Брэдбери до братьев Стругацких - свой вариант развития событий. Есть он и у Елены Брызгалиной.

- На мой взгляд, будущее нельзя предсказать - к нему можно только готовиться. В том числе и через систему образования. Каким образом? Делать всё, чтобы люди взяли на себя ответственность за тот образ будущего, который они формируют своими действиями уже сейчас, делая выбор, касающийся новых научных знаний и технологий.

Какие шаги можно и нужно предпринять, чтобы приблизить желаемый вариант изменений окружающей действительности?
Не обошлось без обсуждения вопросов политики - с научной точки зрения, разумеется. Наша гостья рассказала нам, какая поправка к Конституции сыграла для нее, как для биоэтика и философа, ключевую роль.

В существующем варианте Конституции есть статья о том, что права и свободы принадлежат каждому от рождения. Была попытка изменить эту формулировку в сторону срока формирования генома, сделать ее более конкретной. Меня лично очень беспокоил факт отождествления “будущего человека” с “человеком потенциальным”. В первую очередь такая подмена понятий может привести к ограничениям, скажем, в сфере суррогатного материнства, и не только в ней. Поэтому далеко не каждая поправка имеет право на законное существование”, –  объяснила свою позицию философ.

Преподаватели, сотрудники и гости Адыгейского государственного университета получили уникальную возможность - обсудить научные, философские и даже моральные предпосылки будущего, которое уже наступает. Не секрет, что в самое ближайшее время появится много совершенно новых профессий, открытий и изменений в жизни общества. Предусматривает ли это коренные изменения в моральной парадигме и как следствие рост преступности?

“Изменения во всех областях жизни требуют изменения в перечне профессий, к которым готовит людей система образования. Появится достаточное количество специальностей, направленных на актуализацию системы ценностей - например, биоэтик. Это не приведёт к росту преступности напрямую, но может быть сопутствующим фактором, – поделилась своим мнением наша гостья. – В свою очередь, появятся более совершенные методы раскрытия и даже предотвращения преступлений. Новые технологии не только ставят перед социумом новые задачи, но и предлагают способы их решения”.

D6LGSuiuFRI.jpg

Помимо встречи с коллегами, в программу Елены Владимировны вошли три публичных выступления. Первое прошло в формате философского салона. На встрече обсудили сразу несколько тем, но все они в той или иной мере коснулись изменений в системе мирового образования.

Дело в том, что мировая система образования недавно перешла от знаниевой парадигмы оценки результатов к компетентностной,  – подчеркнула Елена Владимировна. – Вот я хотела бы поговорить с коллегами, о существующих сегодня моделях компетенций: hard-skills и soft-skills”.

Что подразумевают под собой эти понятия?

Следует пояснить: hard-skills – или «твёрдые» профессиональные навыки - то, о чём должен знать человек с дипломом по специальности. Разбираться в принципах работы и настройки нужного оборудования, например. 

В свою очередь, перечень компетенций soft-skills включает те качества человека, которые могут пригодиться ему в любой сфере деятельности, как профессиональной, так и личной. Креативность, коммуникативность, политическое мышление - всё это, по мнению специалистов, должен развивать в себе каждый из нас. Именно эти навыки помогают людям взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях цифровизации и развития искусственного интеллекта.

“Однако, к сожалению, как в системе общего, так и в системе высшего образования внимания soft-skills сегодня по-прежнему уделяется недостаточно”, - отмечает философ.
Тем не менее, образование всё больше становится ориентированным на проектную деятельность, на взаимодействие в междисциплинарных командах. Новому поколению уже не нужно предоставлять готовую информацию - они сами с успехом способны её находить, избирательно усваивать и относиться к ней критически. 

Какие качества при этом нужно формировать школьникам и педагогам? –один из главных вопросов, поднятых на встрече.

Другой, не менее важный вопрос: зачем нужен переход от знаниевой парадигмы к компетентностной? Разве, пройдя определённую образовательную ступень, школьник или студент не станет достаточно компетентным в тех или иных вопросах?
Как оказалось, не станет. 

И главная проблема кроется в том, что даже те знания, которые сегодня несет система высшего образования, очень быстро устаревают”, – объясняет Елена Владимировна. Так, дисциплина, которую преподавали студентам на первом курсе, уже к моменту их выпуска может кардинально измениться. Соответственно, если бы Россия осталась в мировой системе образования лишь на уровне "фиксации" результатов в виде знаний, российское образование неизбежно стало бы отставать.

564U3WU7HRw.jpg

Следующее преимущество, по мнению ученого, крайне значимое как для страны, так и для всего мира в целом – тенденция к глобализации образования. На сегодняшний день необходимо, чтобы из дипломов об образовании было ясно, что человек знает и умеет, и при этом совершенно неважно, в каком регионе страны получен его диплом.

Были еще несколько факторов, в том числе экономических, – говорит профессор МГУ, –в экономике стала развиваться концепция человеческого капитала - то есть отныне человек ценен не только тем, что он знает сейчас, но и чем он потенциально может быть полезен экономике, жизни социума в других сферах, своей семье, себе самому”.

В сложившейся ситуации немаловажную роль играют морально-этические вопросы междисциплинарной научной деятельности. Насколько для учёного-практика (медика, химика, изобретателя) важны моральные принципы?

Их роль в научно-практической деятельности постоянно растет. В силу трех аспектов - науки как социального института, значимости этических норм для мирового научного сообщества и выхода в конкретной исследовательской деятельности на систему ценностей общества: личных, семейных, религиозных - каждый исследователь должен держать в фокусе своего внимания проблемы этики”, - отметила Елена Владимировна.

Не менее сложной и содержательной по постановке вопросов получилась и вторая тема, заявленная гостьей: "Искусственный интеллект в медицине: философско-психологический аспект".

В нормативных документах Российской Федерации есть указ президента 2019-го года о развитии искусственного интеллекта в нашей стране, – говорит Елена Владимировна, – и,если мы посмотрим на мировые тенденции, то сможем выделить несколько сфер, где искусственный интеллект будет развиваться быстрее всего. Это сфера здравоохранения, сфера образования и сфера государственного муниципального управления”.

По каким основным направлениям искусственный интеллект (ИИ) проявляется в медицине и какие проблемные зоны могут возникать в этом случае? Кто понесёт ответственность за принятие некорректного решения, принятого к пациенту? Искусственный интеллект, который подсказал врачу диагноз на базе анализа сходных случаев или сам врач, который принял рекомендацию не критически? – Ключевые вопросы на повестке лекции.

Вопрос применения искусственного интеллекта в медицине, с одной стороны воспринимается как насущная необходимость, а с другой вызывает вполне обоснованные опасения. Особенно если речь идет об серьезном терапевтическом или медикаментозном вмешательстве. Сможет ли “machina sapiens” правильно оценить риски и принять взвешенное и правильное решение с учетом “человеческого фактора”? Вот что по этому поводу думает гостья Адыгейского госуниверситета.

zDDI0QT1wYs.jpg

“Роботизированные системы - такие как робот-хирург Da Vinci - успешно проводят хирургические вмешательства уже сегодня. Ключевая проблема - вопрос полной передачи контроля ИИ в ситуациях, требующих особой ответственности, просчитывания группы рисков и вероятностей, - уточнила Елена Владимировна. - На сегодняшний день ни один робот не в состоянии правильно оценить все личностные аспекты и рассмотреть пациента как равного партнёра. 

В числе актуальных – проблема медикализации жизни человека – то есть расширения сферы влияния современной медицины – и проблема генетизации. Воздействие на геном человека еще пятьдесят лет назад было прорывом на грани научной фантастики. А чуть больше века тому назад ученые пробовали лечить страждущих, воздействуя на их сознание методом, который сейчас вновь обретает популярность. Гипноз, как терапевтическая мера - насколько этично использовать его, и подобные манипулятивные тактики?

Все воздействия на психику человека сегодня пытаются регулировать новым понятием “нейроэтика”. Ее принципы пока только формируются. Очевидно, что использование этих технологий в терапевтических целях мы запретить не можем. Здесь речь идет о границах и оправданности использования гипноза для определенных категорий людей, в том числе детей. Законно ли “взламывать” границы психики ради “улучшения” человека? Это очень опасная тенденция. Поэтому к гипнозу, как и к любому подобному инструменту, я отношусь с осторожностью”,– рассказала Елена Владимировна.

Когда в перспективе медицина перейдет на полное предотвращение заболеваний на базе геномного анализа, само понятие здоровья, в привычном для нас понимании, исчезнет. Потому что одно из определений здоровья - это возможность не думать о нём. А если мы знаем, чем мы можем потенциально заболеть, в силу, например, генома, который у нас есть, теоретически речь идет об очень серьезных вещах. Придётся ли нам изменить представление о том, что такое свобода? Как нам выстраивать свою жизнь в таких условиях? Насколько мы готовы существовать на равных с техническими устройствами? В небольшом интервью наша гостья отвечает на эти и другие вопросы.

После таких сложных и неоднозначных тем, третья лекция Елены Брызгалиной перенесла слушателей в сказочную реальность с не всегда очевидным историческим подтекстом. На встрече провели философский анализ сказки "Золушка". Для наибольшей наглядности, в мероприятии приняли участие сразу несколько условных «Золушек» и «Принцев» самых разных эпох, времён и народов – от египтянки Родопис до Синдереллы Шарля Перро. Все желающие смогли посмотреть на, казалось бы, знакомый текст совершенно новым взглядом: оценить сказку с точки зрения культурологии, истории, мифологии и искусства, а впоследствии получили понятный и простой рецепт счастья от той самой Золушки.

В свою очередь, Елена Владимировна поблагодарила руководство университета за приглашение в Адыгейский госуниверситет и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

E7K3_gcma9A.jpg