Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

«В нашей стране сильна фундаментальная наука»: интервью с Заремой Курмалиевой

Событие Интервью

Скриншот 21-02-2020 094349.png

Студенческое научное общество (СНО) — организация, призванная развивать и поддерживать научно-исследовательскую деятельность студентов и аспирантов, интегрировать обучающихся в реальную научно-исследовательскую среду. СНО включает в себя 35 различных направлений, ориентированных на междисциплинарное взаимодействие.

Зарема Курмалиева, кандидат экономических наук, доцент и руководитель СНО АГУ, рассуждает о проблемах и перспективах российской науки в интервью корреспонденту медиацентра АГУ Дмитрию Филю.

— Расскажите подробнее, как именно работает Студенческое научное общество в нашем университете?

— Есть научная работа, которая встроена в процесс обучения, как например, выпускная квалификационная, а есть та, которая ведётся в рамках научных направлений, школ. Собираются студенческие научные кружки, в лабораториях проводятся исследования и опыты. Это всё необходимо координировать. Для этого существует двухуровневая система: руководители СНО факультетов и преподаватели, являющиеся тьюторами. Ими управляет руководитель СНО.

— Наука в России: развитие или стагнация?

— Есть фундаментальная и прикладная наука. Прикладная отвечает за внедрение в производство новейших технологий. В нашей стране сильна фундаментальная наука. Бюджет, затрачиваемый на неё, несопоставим с затратами на внедрение технологий. Нужна хорошая материально-техническая база, без которой ничего не сделать.

Во времена СССР наука развивалась по двум направлениям: академическому и прикладному. Существовали институты, в которых проводились практические исследования, в то время как в университетах сосредотачивались на учебном процессе, частично включая науку.

Вследствие Болонского процесса университеты стали превращаться в научные центры. В основе этого подхода лежит постулат о том, что преподаватели должны заниматься наукой. Идея хорошая: преподает студентам тот, кто находится на передовой научных исследований, не пересказывает учебник, а сам является специалистом в той теме, о которой затем читает лекции и проводит семинарские занятия.

Мы повышаем зарплату преподавателям, но для этого сокращаем людей. Следствие – снижение качества образования. Усугубляет всё кризис, который не даёт возможность финансировать научные исследования.

Кроме того, нашему высшему образованию не хватает практикоориентированности. Мой племянник, ученик восьмого класса, занимается богомолами. Купил для них террариум. То, как он наблюдает, ухаживает за ними, ставит опыты, выдаёт его естественнонаучный склад ума. 

Почему же университету не заниматься подобными экспериментами? Для этого мы придумали и воплотили в жизнь идею Наукограда – настоящего города науки, на площадках которого каждый может пообщаться с преподавателями на интересующую тему. Вот уже пятый год мы проводим это мероприятие, и каждый раз интерес к нему все растет. Так что в этом году наш Наукоград превратился в целую Вселенную! 

В нынешнее время популярна тема экологии. Возможно ли в АГУ создание курсов по экологической безопасности или открытие целого факультета? Как вообще обстоят дела с экологией, по вашему мнению?

— На мой взгляд, это ключевая проблема современности. Для начала нужно собрать статистику и оценить потребность молодежи получать такие знания. Решение экологических проблем, например, переработка мусора — это хорошо, но на данном этапе необходимо сначала сформировать у людей экологическое сознание, в том числе через социальную рекламу, приучить их к мысли, что это касается каждого.

— Почему полезно заниматься наукой?

— Традиционные технологии обучения рассчитаны на среднестатистического студента. Он может заинтересоваться каким-то научным направлением, сферой исследований и в таком случае принесёт пользу не только себе, но и обществу. Научная работа предполагает выработку алгоритма действий, что в будущем пригодится в любой сфере жизни.

Ближайшие события

Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
18 - 21 июля
Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
С 18 по 21 июля 2025 года на базе Адыгейского государственного университета пройдет Кадровая школа «Ход в Будущее», организованная Сообществом студентов Республики Адыгея «Твой ход» при поддержке Комитета по делам молодежи Адыгеи и Государственного комитета по делам молодежи и спорту Республики Абхазия.
Летний методологический университет 2025
14-20 августа
Летний методологический университет 2025
С 14 августа по 20 августа 2025 года на учебной базе Адыгейского государственного университета «Горная легенда» будет организована работа Летнего методологического университета.
Большая математическая мастерская 2025
8-19 июля
Большая математическая мастерская 2025
Адыгейский государственный университет в этом году снова станет одной из площадок Большой математической мастерской. На базе нашего вуза она пройдет с 8 по 19 июля. Проект реализуется в рамках программы развития АГУ «Приоритет-2030», которая в этом году перезапущена с фокусом на достижение технологического лидерства.
Код будущего
Код будущего
Приглашаем учеников 8-11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования на курсах на базе образовательной площадки Адыгейского государственного университета.
Science Slam
Science Slam
Не знаете, как выступить перед публикой со своей темой?

Думаете, что она слишком сложная и никому не будет интересна?

Тогда Вам на помощь придёт Science Slam!

Science Slam – это новое модное направление популяризации науки – битва ученых.