карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 372.854

ББК 74.262.4

Е 42

Езлю Ф.Н., Устюжанина А.Н.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

 

Методика формирования системных знаний по химии в общеобразовательной школе

Аннотация. В статье представлена методика формирования системных знаний по химии в общеобразовательной школе. Установлена эффективность предложенной методики: у учащихся, которые выполняли самостоятельные работы на основе алгоритмизированного обучения с применением многовариантных заданий, повысились знания.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, алгоритмизированное обучение, системные знания, контрольная группа, экспериментальная группа.

 

Ezlyu F.N., Ustyuzhanina A.N

Adyghe State University

 

Methodology of formation of system knowledge on chemistry in general education school

Annotation. The article presents the methodology of formation of systemic knowledge in chemistry in a comprehensive school. The effectiveness of the proposed methodology is established: students who performed independent works on the basis of algorithmicized learning with the use of multivariate tasks have increased their knowledge.

Key words: pedagogical experiment, algorithmic teaching, system knowledge, control group, experimental group.

 

В современном образовательном процессе, где количество и сложность изучения предмета постоянно возрастает, ключевой задачей становится формирование системных знаний, которые смогут обеспечить учащимся не только навыки запоминания фактов, но и понимание основных концепций и принципов.

Системные знания играют ключевую роль в формировании полного и глубокого понимания химических процессов и законов. Важно отметить, что системные знания включают в себя не только отдельные факты и теории, но и связи между ними, что позволяет учащимся увидеть полную картину и построить модель молекулярных и атомных взаимодействий. Такой подход помогает учащимся усвоить химические концепты и представить их в объеме, а не в виде отдельных и независимых фрагментов информации [4].

В современном образовательном процессе преобладает склонность к поверхностному запоминанию информации, краткосрочной памяти и отсутствию системного подхода к учебной деятельности. Поэтому разработка целостной методики формирования системных знаний по химии представляется весьма актуальной. У обучающихся общеобразовательных школ появляется возможность не только усваивать информацию, но и активно применять ее в различных контекстах.

Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать методику формирования системных знаний при изучении химии.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- провести анализ основных методов и подходов к формированию системных знаний на уроках химии на основе научно-теоретической, психолого-педагогической и методической литературы.

- разработать методику формирования системных знаний при изучении химии в общеобразовательной школе, определить ее методические условия;

- апробировать в ходе педагогического эксперимента наиболее эффективные способы формирования системных знаний при изучении химии.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ литературы по теме исследования); эмпирические (проведение педагогического эксперимента), статистические (математическая обработка результатов исследования).

Педагогический эксперимент проводился на базе МОАУСОШ №5 им. Т.П. Леута ст. Прочноокопской. Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы учащихся 8-х классов по 21 обучающемуся в каждой, которые изучали химию на базовом уровне: одна - экспериментальная группа (ЭГ) и вторая - контрольная группа (КГ). В обеих группах большинство обучающихся активно проявляли интерес на учебных занятиях.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Целью констатирующего этапа было выяснить состояние проблемы актуальности сформированности системных знаний. Для этого мы провели диагностическую работу, где был составлен общий алгоритм выполнения, состоящий из 5 пунктов, но у каждого учащегося был свой вариант, согласно нумерации в журнале. Выполнение каждого задания оценивалось баллами. Максимальное количество баллов 10.

·                    8-10 баллов - повышенный уровень формирования системных знаний.

·                    5-7 баллов – базовый уровень формирования системных знаний.

·                    4 балла и менее - низкий уровень формирования системных знаний.

По результатам констатирующего этапа получены результаты, которые представлены на рисунке 1.

Диаграмма 8.jpg

Рисунок 1. Уровень сформированности системных знаний на констатирующем этапе.

 

Согласно предоставленным данным, в 8 "А" классе базовый уровень сформированности системных знаний составляет 48%, низкий уровень - 19%, а повышенный уровень - 33%. В то же время, в 8 "Б" классе базовый уровень составляет 48%, низкий уровень - 29%, а повышенный уровень - 24%.

Высокий показатель низкого уровня в обоих классах говорит о том, что большинству учеников трудно работать самостоятельно, и у них недостаточно развиты системные знания. Это указывает на необходимость дополнительной поддержки и руководства со стороны учителя. Однако, хороший показатель базового уровня говорит о том, что почти половина учащихся имеют минимальные знания и умения для успешного выполнения основных задач. Таким образом, учитель может ориентироваться на эти знания и умения при планировании учебного процесса. Также, наличие учащихся с повышенным уровнем позволяет предположить, что некоторые из них более продвинуты и способны к самостоятельной работе.

На формирующем этапе исследования проводилось сравнение эффективности традиционного обучения и алгоритмизированного обучения с использованием многовариантных заданий на примере изучения химии в 8 классе.

В экспериментальной группе (8Б) были разработаны диагностические задания на основе алгоритмизированного обучения. Эти задания предлагались для самостоятельной работы учащимся. Алгоритмизированное обучение подразумевает использование структурированных инструкций и шагов, которые помогают учащимся разобраться в материале и выполнить задания. А многовариантность создает условия, когда обучающиеся не могут списать и это заставляет их думать, анализировать и применять знания, все это способствует развитию и укреплению навыков, а также повышает уровень системных знаний. Разберем пример такого задания по теме «Оксиды» [2, 3].

Задание 1. Для приведенных веществ (варианты задания в табл. 1):

1. Дайте название оксиду;

2. Определите тип оксида (основный, амфотерный, кислотный);

3. Определите степень окисления и валентность каждого элемента;

4. Подтвердите химический характер оксида 3 примерами.

Таблица 1. Варианты заданий по теме «Оксиды»


Вариант

Вещество

Вариант

Вещество

Вариант

Вещество

1.                   

Al2O3 

8.

CO2

15.

CrO

2.                   

Li2O

9.

K2

16.

Fe2O3

3.                   

SO

10.

SO2

17.

N2O5

4.                   

B2O3

11.

BeO

18.

CuO

5.                   

SiO2 

12.

CaO 

19.

P2O5 

6.                   

Na2O

13.

MgO

20.

SO3 

7.                   

Cl2O

14.

Cr2O3

21.

ZnO


В рамках традиционного обучения в контрольной группе (8А) изучение химии производилось в более стандартной форме, без использования многовариантных заданий и алгоритмизированного подхода.

На контрольном этапе проводилась повторная диагностическая работа по теме «Генетическая связь между классами неорганических веществ» результаты представлены на (рис. 2).

Диаграмма 9.jpg

Рисунок 2. Уровень сформированности системных знаний на контрольном этапе.

 

Базовый уровень сформированности системных знаний в 8 «А» классе имеют 38 % (8 человек), низкий уровень – 33 % (7 человек), повышенный уровень имеет 29% (6 человек). В 8 «Б» следующие показатели: базовый уровень имеют 48% (10 человек), низкий уровень -14 % (3 человека), повышенный уровень имеет 38 % (8 человек).

Результаты контрольного этапа показали в целом положительную динамику сформированности системных знаний.

В результате проведенного исследования по оценке сформированности системных знаний в 8 "А" и 8 "Б" классах можно сделать вывод о том, что у большинства учеников присутствуют базовые знания по изучаемой теме. Однако остается проблема с низким уровнем сформированности системных знаний. Тем не менее, наличие учащихся с повышенным уровнем говорит об их способности к самостоятельной работе и продвинутости.

Дополнительный контрольный этап показал положительную динамику в развитии системных знаний у класса, где занятия проводились на основе алгоритмизированного обучения с применением многовариантных заданий. Ученики продемонстрировали прогресс и улучшение своих навыков, что свидетельствует об эффективности образовательного процесса. Важно продолжать работу над развитием системных знаний учащихся, чтобы обеспечить им возможность успешного выполнения учебных задач и самостоятельной работы в будущем.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость индивидуального подхода к каждому ученику и дальнейшей работы над развитием системных знаний. Это позволит учащимся лучше усваивать учебный материал и успешно применять его на практике, а также развивать навыки самостоятельного мышления и работы.

 

Примечания

1.                  Бессонова, И. А. Формирование системных знаний по химии у учащихся старших классов : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бессонова Ирина Александровна. – Москва, 1993 – 16 с.

2.                  Чикунова, Е. А. Использование элементов алгоритмизированного метода при обучении химии / Е. А. Чикунова, В. В. Сентемов // Инновационные технологии для реализации программы научно-технического развития сельского хозяйства : материалы Международной научно-практической конференции, Ижевск, 13-16 февраля 2018 года. – Ижевск : Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2018. – С. 301-303. – EDN XNFXLF.

3.                  Панасюк, Т. Б. Химия. Многовариантные задания и примеры их выполнения : учебное пособие / Т. Б. Панасюк, В. А. Яргаева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2014. – 157 с. – ISBN 978-5-7389-1452-2. – EDN MIDXPY.

_______________________________________________________________________________

Езлю Фатима Нурбиевна, старший преподаватель кафедры химии факультета естествознания Адыгейского государственного университета, тел. 89183278621 e-mail: fatma1609@yandex.ru

Ezlyu Fatima Nurbievna, Senior Lecturer at the Department of Chemistry, Faculty of Natural Sciences, Adygea State University, phone 89183278621 e-mail: fatma1609@yandex.ru

Устюжанина Анастасия Николаевна, студентка 5 курса факультета естествознания Адыгейского государственного университета.

Ustyuzhanina Anastasiya Nikolaevna, 5th year student of the Faculty of Natural Sciences of the Adygea State University.