карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 613.2/.3

ББК 51.230.2

Ц 59

Аутлева А.Н, Лямова Б.Р.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные основы становления личности младшего школьника в системе детско-родительских отношений. через осмысление феноменов человека и личности, изучение философских, психологических и педагогических подходов к пониманию становления личности младшего школьника.

В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по выявлению влияния детско-родительских отношений на личностное становление обучающихся младшего школьного возраст. Представлены результаты использования диагностических методик, соответствующих цели исследования: методика А.Я. Варга, В.В. Столина методика «Взаимодействие родитель – ребенок» по И.М. Марковской, методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и А. Кауфмана в виде качественного и количественного анализа, оформлены в виде диаграмм.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, личностное становление, дети младшего школьного возраста.

                                                           Autleva A.N., Lyamova B.R.

Adyghe State University

 

THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONS ON THE PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Abstract The article examines the conceptual foundations of the formation of the personality of a younger student in the system of child-parent relations. through understanding the phenomena of man and personality, the study of philosophical, psychological and pedagogical approaches to understanding the formation of a younger student's personality. The article presents the results of a ascertaining experiment to identify the influence of child-parent relations on the personal development of primary school age students. The results of the use of diagnostic techniques corresponding to the purpose of the study are presented: the method of A.Ya. Varg, V.V. Stolin, the method of "Parent–child interaction" according to I.M. Markovskaya, the method of "Kinetic family drawing" by R. Burns and A. Kaufman in the form of qualitative and quantitative analysis, designed in the form of diagrams.

Key words: child-parent relations, personal development, children of primary school age.

В современном мире становление личности предметом исследования ряда гуманитарных наук. Личность определяется как В Философском энциклопедическом словаре личность определяется как индивид действующий (активность), наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, суждений, взглядов (рациональность), как существо с претензиями и правами (самостоятельность, ответственность), настроениями и оценками (духовность), соединенный с такими же индивидами (Философский энциклопедический словарь, 2009, с. 244

Анализ фундаментальных работ Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожец, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина позволили выделить основополагающие факторы сопряженного развития субъектов в детско-родительских отношениях. Исследовательский интерес вызывает установление корреляционных связей между детско-родительскими отношениями и качеством личностным становлением отечественных и зарубежных ученых Л.И. Божович, С. Выготского, М.И. Лисиной, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Наибольшее влияние на получение эмпирических данных, выявление закономерностей, построение теорий и концепций, объясняющих данную проблематику, оказали: культурно-исторический (Л.С. Выготский), деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно-ориентированный (Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко, С.Ю. Мещерякова и др.) и системный (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, и др.).

Влияния взрослых на становление взаимоотношений детей (Т.В. Нещерет) и установление общения родителей с ребенком рассматривается в контексте формирования самосознания личности (Р. Бернс, Л.С. Карташова).

Цель исследования: выявить влияние детско-родительских отношений на личностное становление обучающихся младшего школьного возраста.

Материалы и методы. В экспериментальной работе участвовали всего 58 человек: 30 обучающихся 2А(ЭГ) и 2Б(КГ) и 28 человек – родители этих детей. Интерпретация полученных результатов проводилась методом контент-анализа. В ходе изучения полученных данных был выделен ряд субъективно оцениваемых характеристик: социально-психологические качества, стиль общения, манеры и стиль поведения, контроль за собой.

На основе методики А.Я. Варга, В.В. Столина выделены четыре типа родительского отношения: принимающе-авторитарный; отвергающий с элементами инфантилизации и социальной инвалидизации; симбиотический;симбиотическо-авторитарный — гиперпротекция (Рисунок 1).

На основе методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и А. Кауфмана- выявили отношения младшего школьника к членам своей семьи, внутрисемейные отношения, которые являются благоприятными для ребенка или вызывают чувство тревоги, враждебности, конфликтности, неполноценности, показывает, тем самым выявляется как ребенок воспринимает свое место в семье (Рисунок 2.).

Методику «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской проводили с целью диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выставить оценку детско- родительским отношениям, с одной стороны, - с позиции родителей, с другой стороны — с позиции детей. Опросник "Взаимодействие родитель – ребенок" является "зеркальным" и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей (Рисунок3).

Во взаимоотношениях с детьми у родителей проявляется: строгость (56,67%), контроль (73,3%), отвержение (56,67%), средний уровень сотрудничества (50%), последовательность действий (63,3%), высокий уровень воспитательной конфронтации в семье (66,7%). Во взаимоотношениях родители проявляют строгость, что говорит о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку в семье, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

В семьях проявляется высокий уровень контроля по отношению к ребенку. Это говорит о том, что родители всегда хотят знать, что и когда делают их дети, и пытаются контролировать каждый их шаг. Проанализировав данные, мы выявили, что в семьях наблюдается выраженная последовательность действий (63,3%). Последовательность действий родителей во взаимодействии с детьми, постоянство требований, поощрений и наказаний.

По шкале «нетребовательность-требовательность родителя» - 50%, «мягкость-строгость родителя»-56,67%, «автономность-контроль по отношению к ребенку»-73,3 % что может свидетельствовать о мелочной опеке, навязчивости, ограничительный; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования; «эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю»-80% говорит нам о близости к родителям, желании делить с ними самое сокровенное; шкала «отвержение-принятие ребенка родителем»- 56,67% что говорит нам о том, что в семье ребенка принимают как личность, уважают его интересы и поведенческие особенности; по шкале «отсутствие сотрудничества-сотрудничество» мы получили 50% и это свидетельствует об уважении личностных качеств ребенка, принятии его прав и достоинства, «тревожность за ребенка»-50%; по шкале «непоследовательность-последовательность родителя» мы получили 63,3% что говорит нам о том, , насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений; "воспитательная конфронтация в семье"-66,7%, «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем»-66% 

Результаты исследования и их обсуждение.

У 1 семьи (5%) выявлен стиль детско-родительских отношений–«Принятие-отвержение»; 11 семей (52 %) выявлен стиль – «Кооперация»; 5 семей (24 %) стиль – «Симбиоз»; 3 семей (14 %) выявлен стиль – «Авторитарная гиперсоциализация; 1 семьи (5 %) представлен стиль – «Маленький неудачник». Пщ данным проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что предпочитаемый стиль детско-родительских отношений «Кооперация» присутствует только у половины класса (рисунок1).

 

Диаграмма 1.jpg

Рисунок 1 Результаты констатирующего этапа по тест-опроснику родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина

Результаты по второй методике:

Благоприятная семейная ситуация выявлена у двух детей (10 %) исследуемой группы. Эти дети в семьях, обеспечивающих их эмоционально - психологические потребности.

Тревожность в семейных отношениях (отгораживание от внешнего мира) - выявлено у четырёх детей (20 %) исследуемой группы.

Конфликтные отношения в семье выявлены у трёх детей (15%) исследуемой группы.

Чувство неполноценности в семейной ситуации (нарушения эмоциональных контактов в семье) -выявлено у шести детей (30 %) исследуемой группы.

Враждебность в семейной ситуации (агрессия в семейных отношениях) выявлена у пяти детей (25 %) исследуемой группы.

Диаграмма 2.jpg

Рисунок 2 Результаты констатирующего этапа по методике «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и А. Кауфмана-

Интерпретация по методике «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и А. Кауфмана-

На рисунке Полины З. изображены все члены семьи. Выполнение задания она начала с рисования отчима - д. Ромы, затем она нарисовала бабушку, маму, младшую сестру, себя, сидящей к остальным членам семьи спиной, и собаку. Собака расположена в центре рисунка, остальные члены семьи занимают угловые места на листе и расположены на значительном расстоянии друг от друга. Испытуемая «отгородила» маму и младшую сестру телевизором, заштрихованным черным карандашом. По словам девочки, её отношения с собакой отличные, с мамой и д. Ромой хорошие, с бабушкой и младшей сестрой «не очень». В цветовой гамме рисунка преобладают яркие цвета, но присутствуют темные и холодные тона. Анализ рисунка показывает, что отношения в семье недостаточно теплые, возможно в семье случаются конфликты и Полина чувствует тревогу и свою несостоятельность в семье.

На рисунке Саши Ф. отображен реальный состав семьи. Рисунок выполнен простым карандашом. Саша нарисовал маму, затем себя, старшего брата, младшую сестру и отца. Рисунок выполнен в нижней части листа и не соответствует должному уровню развития второклассника. Фигуры маленькие и разделены перегородками. Отец изображен с пилой, у которой четко, с сильным нажимом прорисованы зубцы, что может говорить о проявлении отцом суровости в семье. У себя, матери и брата Саша не нарисовал черты лица. По словам мальчика, у него хорошие отношения со всеми членами семьи. Анализируя рисунок, можно увидеть, что в семье не хватает сплоченности, ребенок не получает достаточное количество внимания родителей и положительных эмоций.

На рисунке Алим А. состав семьи соответствует реальному составу. Рисунок выполнен простым карандашом. Фигуры нарисованы небрежно, не соответствующе должному уровню второклассника. Первым ребенок нарисовал отца, затем мать, брата, и последним себя. Между членами семьи нарисованы неявные заграждения с помощью мебели. У матери и отца неправильное количество пальцев на руках. По словам мальчика, у него хорошие отношения со всеми членами семьи, только с братом «иногда плохие, он обзывает меня». Анализ рисунка отображает возможное непонимание в семье, недостаточность теплых, дружных отношений.

На рисунке Артура М. изображены все члены семьи. В большей части работа выполнена простым и желтым карандашами, присутствует розовый цвет (свитер матери) и синий (кофта ребенка). Члены семьи изолированы друг от друга, нарисованы активно действующими. У всех, кроме ребенка большие глаза. Нарисовано солнце и достаточно детализировано нарисованы вещи и мебель. Использована штриховка. По словам Артура, отношения с отцом у него отличные (его мальчик нарисовал первым), с мамой (нарисована второй) и бабушкой (пятой) хорошие, с дедушкой (четвертым) средние. Подводя итог, можно отметить творческие способности мальчика, но в семейных отношениях виден недостаток сплоченности, присутствие конфликтов и чувства тревожности у ребенка.

Милана М. нарисовала всех членов семьи. Рисунок выполнен в большинстве светлыми тонами. Сначала она нарисовала родителей, крупнее остальных членов семьи, затем себя и брата, бабушку, сестру. Вся семья улыбается. Себя и младшего брата девочка оградила линией. В некоторых местах использована штриховка. По словам Насти, у нее хорошие отношения со всеми членами семьи. Судя по рисунку, в семье девочка чувствует себя позитивно, определенные элементы рисунка свидетельствуют о присутствии тревожности.

На рисунке Маши П. изображены все члены семьи. В цветовой гамме поровну присутствуют темные и светлые цвета, большинство оттенков холодные. Первой девочка нарисовала маму, затем отца и себя. Мама нарисована нарядной, отец изолированным кроватью и шкафом. По словам Маши, с мамой у нее хорошие отношения, с отцом - «нормальные, бывает ссоримся». Глаза у всех членов семьи большие, у матери испуганные. Анализ рисунка показывает присутствие тревожности, недостаточной сплоченности в семье, но в целом ребенок чувствует себя благополучно.

На рисунке Сони З. отображены все члены семьи. Девочка не стала использовать цветные карандаши, сказав, что не любит раскрашивать. Первой она нарисовала маму, затем отца, младшего брата, себя. Себя девочка начала не нарисовала, потом спросила нужно ли рисовать себя. Получив ответ, что нужно нарисовать свою семью, как ты считаешь нужным, она все же дорисовала себя, но немного на заднем плане. В некоторых местах линия рисунка слабая. Отношения с матерью, по словам Сони

Таким образом проанализировав рисунки, мы выявили такие элементы как: была перегородка и большие расстояния между членами семьи, некоторые дети изображали все фигуры маленькими и располагали в нижней части листа, где - то было придано больше внимания мебели, чем членам семьи. В рисунках наблюдали неполного человека, без деталей, даже без основных частей тела, были неэмоционально окрашены, использовалась штриховка.

Следовательно, анализ данных, разрешает сделать вывод, что в исследуемой группе присутствуют высокие показатели в четвертом, пятом и во втором показателях.

Далее представим результаты анализа эмпирических данных, полученных в ходе сбора психодиагностической информации.

3) Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской.

Диаграмма 3.jpg

Рисунок 3. Выраженность показателей взаимодействия родителей и младших школьников (в %) Соотношения показателей ответов детей и родителей по шкалам опросника И.М.Марковской

 

Проведенный анализ и систематизации данных, полученных от родителей, свидетельствующих о типе родительского отношения матерей и отцов, позволяет сопоставить полученные результаты с результатами анализа детских рисунков семьи, позволивших сделать выводы о степени благоприятности восприятия ими своей семейной ситуации. Результаты сопоставления представим в таблице 3

 

Таблица 1. Сопоставление данных о восприятии семьи детьми и типах родительского отношения в этих семьях

Испытуемый

Пол

Возраст

Восприятие

семьи

Семья

Тип

семьи

Тип отношений

Испыт. 1

ж

4 г. 7

мес.

благоприятное

Семья

1

полная

конструктивное

взаимодействие

Испыт.2

ж

4 г. 9

мес.

благоприятное

Семья

2

полная

частично

конструктивное

Испыт.3

м

4 г. 4

мес.

неблагоприятное

Семья

3

неполная

частично

конструктивное

Испыт.4

ж

4 г.

частично

благоприятное

Семья

4

полная

смешанный тип

взаимодействия

Испыт.5

м

4 г. 7

мес.

неблагоприятное

Семья

5

полная

неконструктивное

взаимодействие

Испыт.6

м

5лет 6

мес.

благоприятное

Семья

6

полная

ближе к

конструктивному

Испыт.7

м

5 лет 3

мес.

частично

благоприятное

Семья

7

полная

частично

конструктивное

Испыт.8

ж

5 лет 2

мес.

частично

благоприятное

Семья

8

полная

частично

конструктивное

Испыт.9

м

5 лет

частично

благоприятное

Семья

9

полная

частично

конструктивное

Испыт.10

ж

4 г. 7

мес.

благоприятное

Семья

10

полная

частично

конструктивное

 

Сопоставление восприятия ребенком семьи и типы отношений сводится к распределению результатов диагностических методик о качестве восприятия и отношений в оценочную бальную систему. Для этого использовали стандартный рейтинговый подход для выделения неконструктивных типов в поле от 1 до 3-х баллов, смешанного типа – в 4-5 баллов, частично конструктивного – в поле от 6-ти до 8 баллов и конструктивный – 9-10 баллов. Неблагоприятное восприятие определим в поле от 1 до 4-х баллов, частично благоприятное – от 5-ти до 7-ми баллов, а благоприятное восприятие – оценим в 8-10 баллов.

На основании перевода данных о типе отношений и качестве восприятия, представим результаты сопоставления (рисунок 4).

Диаграмма 4.jpg

 

Рисунок 4 – Сопоставление качества восприятия ребенком семьи с типами родительского отношения в семье

Таким образом, детско-родительские отношения развиваются семье на основе эмоционально- оценочной связи ребенка с каждым из родителей. Эта связь избирательна относительно субъектов взаимодействия в системе «родитель-ребенок», которая выражается в переживаниях, действиях, реакциях, обусловленные в том числе и возрастно-психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения. Детско-родительские отношения коррелируются с типом семьи. Позиция взрослых, традиционные стили отношений между членами семьи в определенной степени определяют социальный статус ребенка в семье.

В условиях констатирующего эксперимента по результатам диагностических методик обнаружилось, что 20% семей показали неконструктивные стили взаимодействия с детьми, хотя при этом 55,5 % отцам присущ демократизм, им неприсущая излишняя тревожность, характерная для матери. Между тем, для женщин характерно примешивание тенденций к высокому контролю и стиранию границ (70 % матерей).

Лишь у двух женщин (20 %) высокое принятие ребенка сбалансировано и у них отсутствует излишний контроль ребенка и тем более, гиперопека. Причем, у одной матери выявлен гиперопекающий авторитаризм с недостаточным принятием, высоким уровнем контроля, но эмоциональной близостью. Выявлен авторитаризм для одного отца, наряду с выявлением у другого отца попустительский тип отношений к ребенку.

Большинству семей присущ в отношениях с детьми демократизм, но лишь в одном случае проявляется общность в реализации стиля и отцом, и матерью. В остальных случаях в семьях отмечаются различия в типе отношений у отца и матери.

Нами были соотнесены детское восприятие семьи с особенностями поддержки, кооперации, стилей и способов контроля и регулирования активностью детей в семьях.

В результате было выявлено, что прямое соответствие типа отношений и восприятия ребенком семьи обнаружено в 60 % семей - семьи 1, 5, 6, 7, 8, 9.

У семей 1, 6, 7, 8, 9 конструктивного или частично конструктивного стиля выделено и благополучие восприятия семьи детьми, а семья 5 с неконструктивным типом отношений порождает и неблагоприятное восприятие.

Остальные 40 % семей имеют некоторые расхождения в реализуемом родителями типе отношений и восприятием ребенком семьи. Так, в семье 4 со смешанным типом отношений восприятие ребенка частично благоприятно. В семье 3 мать реализует вполне конструктивный тип отношений, но с более высоким уровнем контроля и симбиоза. Отца в этой семье нет. И восприятие семьи ребенком неблагоприятное.

Расхождение в семьях 2 и 10 менее выражено. Здесь у родителей определяется частично конструктивный стиль, но восприятие детьми семьи полностью благоприятно.

Эти данные позволяют сделать вывод о том, что гипотеза о том, что восприятие ребенком семьи и семейной ситуации обусловлено типом детско- родительских отношений, реализуемых матерью и отцом, где более благоприятное восприятие может обеспечиваться реализацией кооперации, сотрудничества и высоким уровнем принятия ребенка хотя бы одним из родителей (матерью или отцом), подтвердилась.

Полученные результаты в ходе исследования позволяют дополнить факторы, которые могут детерминировать личностное становление детей младшего школьного возраста исходя из типа семьи.

 

 

 

 

 

Литература

1.        Авдеева, Н. Н., Хаймовская, Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. - М., 2003

2.        Аверин, В. А. Психология детей и подростков. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2019. — 397 с.

3.        Бернс Р. С., Кауфман С. Х.. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки: [Пер. с англ.] / - [2. изд., стер.]. - Москва: Смысл, 2003. - 142 с.

4.        Божович, Л. И. Проблема формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2018. — 352с.

5.        Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/ Дж. Боулби.-М.: Академический Проект, 2006.

6.        Варга, А. Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников / А. Я. Варга. - Москва: Просвещение, 2013. - 180 с.

7.        Васильева, Е. Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография / Е. Н. Васильева. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 196 с.

8.        Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запроржец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; Академия педагогических наук СССР; [сост.: Т. И. Гиневская, Я. З. Неверович]. - Москва: Педагогика, 1986.

9.        Коломинский, Я.Л. Человек: психология/ Кн. для учащихся ст. Классов. — М.: Просвещение, 1980. —224с, ил.

10.    Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1 (Психологические основы дошкольной игры: 303-323).

11.    Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: Учебное пособие. / А.Г. Лидерс.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

12.    Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская И.М. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

13.    Павленко, Н. С. Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей / Н. С. Павленко. —: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107685/ (дата обращения: 17.12.2023).

14.    Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. - М., 1991. - С. 38-44.

15.    Фрейд, З. Торможение, симптом и страх / З. Фрейд // Ежегодник. Человек: образ и сущность. Перцепция страха. – 1991

16.    Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - М., Посткриптум, 2001. - 348с.

17.    Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007 - 384с.

 

_____________________________________________________________________________

Аутлеват Асиет Нурбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, тел. 8 918 425 50 22, e-mail: asiet-aytleva8@list.ru

Лямова Азида Рустамовна, бакалавр, 8918 228 27 85, azida1506@gmail.ru