карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 372.891:37.034  
ББК 74.262.68я73  
Т- 84  
Туова Т.Г.  
Адыгейский государственный университет, г. Майкоп  
Педагогическая модель формирования научно-исследовательских умений у  
обучающихся 10 – х классов в дополнительном образовании в школе  
Аннотация:  
В
статье рассматривается проблема формирования научно-  
исследовательских умений в дополнительном образовании во внеучебной деятельности в  
рамках школьного и внешкольного образования. Совместная их деятельность приводит к  
повышению качества сформированности умений, автоматического владения умениями.  
Моделирование педагогического процесса формирования научно-исследовательских  
умений и системность выполнения проектных и исследовательских работ приводят к  
достижению единой цели образования: формирования успешной и образованной  
личности, умеющей применять полученные знания в жизни.  
Ключевые слова: педагогическая модель, научно-исследовательские умения и  
навыки, федеральный государственный стандарт, педагогический эксперимент.  
TuovaT.G.  
Adyghe State University, Maikop  
Pedagogical model for the formation of scientific research skills in students of the 10th  
grades in additional education at school  
Abstract:The article deals with the problem of the formation of research skills in  
additional education in extracurricular activities within the framework of school and out-of-  
school education. Their joint activity leads to an increase in the quality of the formation of skills,  
automatic possession of skills. Modeling the pedagogical process of developing research skills  
and the systematic implementation of design and research work lead to the achievement of a  
single goal of education: the formation of a successful and educated person who is able to apply  
the acquired knowledge in life.  
Keywords: pedagogical model, research skills, federal state standard, pedagogical  
experiment.  
В период реформирования образования в целях достижения его качественного  
соответствия преобразованиям в России в XXI веке, меняется взгляд на систему  
дополнительного образования и реализуемую в его рамках научно-исследовательской  
деятельности обучающихся.  
Формирование исследовательских умений предполагает овладение школьниками  
методологией  
научного творчества, умениями наблюдать  
и
анализировать,  
формулировать гипотезы по решению проблемных вопросов, планировать, проводить  
исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, обобщать данные и  
другое.  
Принятый ФГОС общего образования должен обеспечить личностное развитие  
обучающихся и ценность научного познания. Личностные результаты освоения  
программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и внеучебной  
деятельности, которые по личностным результатам направлены на овладение основными  
умениями и навыками исследовательской деятельности [1].  
Из анализа ФГОС и требований освоения программы общего образования видно,  
что формирование умений в исследовательской деятельности во внеучебной деятельности  
или в дополнительном образовании актуальны в школьном образовании, в частности,  
географическом и биологическом, для реализации задач личностного, метапредметного и  
предметного характера [1].  
Традиционный метод обучения предметам с направленностью «обучающий –  
обучаемый» не отвечает современным требованиям общества, Федерального  
государственного стандарта, Закона об Образовании. Он мешает самостоятельной  
творческой деятельности и формированию творческой личности ученика, расширению его  
познавательной деятельности.  
Обучение школьников должно быть нацелено на гражданина современного  
общества, на его социальную активность, на развитие способности к творчеству, к  
самостоятельному мышлению, к сотрудничеству с другими людьми.  
Таким образом, ФГОС направлен на развитие качественно новой личности, и одна  
из целей ФГОС является развитие личности обучающегося, стимулирование интереса  
обучающихся к творческой и интеллектуальной деятельности, формирование у них  
целостного мировоззрения на основе научного и практического познания устройства  
мира.  
В Большом энциклопедическом словаре понятие «исследование – это один из  
видов познавательной деятельности, при котором идет процесс выработки новых знаний,  
характеризующийся  
объективностью,  
воспроизводимостью,  
доказательностью,  
точностью» [2, C. 598]  
По ФГОС «научно-исследовательская работа» должна быть связана с решением  
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом [1].  
Система научно-исследовательских заданий является основным средством  
организации исследовательской работы. Такие задания содержат проблему, решение  
которой зависит от ее теоретического анализа, применения методов научного  
исследования, при котором открывается новое знание. К ним относятся познавательные  
задачи, например, экологические, связанные с окружающей действительностью;  
творческие задачи – нестандартное решение которых связано с явлениями и процессами  
на основе необычного; занятие-исследование – наблюдение за каким-то биологическим  
или географическим процессом, анализом и выводами.  
Для создания педагогической модели формирования научно-исследовательских  
умений в рамках дополнительного образования у старшеклассников была составлена  
графическая структура научно-исследовательской деятельности. Она состоит из  
когнитивного, мотивационно-ценностного, операционально-технического и контрольно-  
оценочного компонентов.  
Рисунок 1. Структура научно-исследовательской деятельности обучающихся 10-х классов  
в дополнительном образовании в школе  
Учитывая структуру научно-исследовательской деятельности для достижения  
поставленной цели, была разработана педагогическая модель формирования научно-  
исследовательских умений у обучающихся в дополнительном образовании в школе, где в  
структуре показаны взаимодействие учителя и обучаемых, их роль (рис.2.).  
Рисунок 2. Педагогическая модель формирования научно-исследовательских умений у  
обучающихся 10-х классов в дополнительном образовании в школе  
Педагогическая модель состоит из целевого, содержательного, мотивационного,  
процессуального и контрольного блоков, в которых были обозначены основные цели обучения  
учащихся в рамках школьного и внешкольного дополнительного образования с помощью  
научно-исследовательских проектов, формирующих научно-исследовательские умения и  
навыки, активизирующие творческую деятельность обучающихся.  
В
цели исследования также входило выявление влияния на развитие  
познавательных интересов школьников выполнение научно-исследовательских работ.  
АНКЕТА  
1
. Мотив удовольствия от научно-исследовательской работы  
образовании.  
в
дополнительном  
2
3
4
5
. Мотив достижения успеха, который меня вдохновляет.  
. Мотив самостоятельно и творчески работать, выполняя проекты в РЕМШ и Полярисе.  
. Мотив расширения критического научного мировоззрения.  
. Мотив получения научно-исследовательских умений и навыков.  
1
9% 18%  
12%  
1
1%  
4
0%  
мотив удовольствия от научно-исследовательской работы в дополнительном образовании  
мотив достижения успеха, вдохновения.  
мотив самостоятельной и творческой работы в РЕМШ и Полярисе.  
мотив расширения критического мировоззрения  
мотив получения научно-исследовательских умений и навыков  
Рисунок 3. Результаты анкетирования обучающихся 10-х классов, занимающихся в  
дополнительном образовании до педагогического эксперимента в начале учебного года  
Анализ диаграммы показывает, что мотив самостоятельно и творчески работать,  
выполняя проекты в РЕМШ и Полярисе – сильный мотив, стимулирующий  
познавательный интерес (40%); мотив получения удовольствия от научно-  
исследовательской работы (18%) – тоже важен и связан с дополнительным образованием.  
Остальные мотивы школьники определили примерно равнозначно.  
После организации в рамках школы дополнительного образования по биологии и  
географии и участия обучающихся 10-х классов в кружке «Школа юного исследователя»  
проведенное повторное анкетирование показало следующие результаты (рис.4).  
2
3%  
3
0%  
1
3%  
1
2%  
2
2%  
мотив удовольствия от научно-исследовательской работы в дополнительном образовании  
мотив достижения успеха, вдохновения.  
мотив самостоятельной и творческой работы в РЕМШ и Полярисе.  
мотив расширения критического мировоззрения  
мотив получения научно-исследовательских умений и навыков  
Рисунок 4. Результаты повторного анкетирования обучающихся 10-х классов,  
занимающихся в дополнительном образовании после педагогического эксперимента в  
конце учебного года  
Анализ диаграммы показывает, что что все мотивы школьники рассматривали  
обстоятельно, и ответы распределились более равномерно. Однако, мотив получения  
научно-исследовательских умений поднялся с 19% до 23%; мотив получения  
удовольствия от научно-исследовательской работы изменился с 18% до 30%; а мотив  
самостоятельно и творчески работать, выполняя проекты в РЕМШ и Полярисе снизился с  
4
0% до 22%. Вероятно, что дополнительное образование в рамках школы «Школа юного  
исследователя», в котором школьники успешно получали научно-исследовательские  
умения и навыки, позитивно отразилось на результатах повторного анкетирования.  
Таким образом, значение научно-исследовательской деятельности школьников в  
процессе обучения биологии и географии в школе состоит в том, что с ее помощью  
решаются запросы изменившегося общества, проблемы формирования сознания у  
подрастающего поколения, более глубокого изучения учащимися биологических и  
географических процессов и явлений.  
В ходе исследования нами получены следующие результаты:  
1
. Педагогический эксперимент проводился по разработанной педагогической  
модели по формированию научно-исследовательских умений у старшеклассников в  
рамках дополнительного образования, которая состояла из целевого, содержательного,  
мотивационного, процессуального и контрольного блоков.  
2
. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что при выполнении  
научно-исследовательских работ, проектов в старших классах с использованием  
различных форм внеучебной деятельности и внешкольной научно-исследовательской  
работы в рамках дополнительного образования, повышается эффективность научно-  
исследовательской деятельности при использовании созданной педагогической модели.  
3
. В рамках педагогического эксперимента была разработана программа  
школьного дополнительного образования во внеучебной деятельности «Школа юного  
исследователя», которая позволила углубить сформированные научно-исследовательские  
умения, преобразовав их в навыки.  
Примечания:  
1
. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего  
образования утверждён приказом от 31 мая 2021 г.  
287. URL:  
2
. Большой Российский энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская  
энциклопедия, 2006. 1887 с.  
____________________________________________________________________________________  
_
Туова Тамара Гиссовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии факультета естествознания  
Адыгейского государственного университета, tamaratuova@yandex.ru