карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 372.854  
ББК 74.262.4  
Ш 79  
Шорова Ж.И., Езлю Ф.Н.  
Адыгейский государственный университет, Россия, г. Майкоп  
Проблемный химический эксперимент как способ создания проблемных ситуаций на  
уроках химии в средней школе  
Аннотация. Данная статья посвящена методике использования проблемного  
химического эксперимента для создания и решения проблемных ситуаций на уроках  
химии в средней школе. Приведены конкретные примеры уроков с использованием  
проблемного химического эксперимента и результаты анализа апробации его в средней  
школе.  
Ключевые слова: химический эксперимент, проблемная ситуация, творческие  
задания.  
Shorova J.I., Ezlyu F.N.  
Adyghe State University (ASU), Russia, Maykop  
Problem chemical experiment as a way to create problematic situations in chemistry  
classes in secondary schools  
Abstract. This article is devoted to the methods of using a problem chemical experiment  
for creating and solving problematic situations at chemistry lessons in secondary schools.  
Concrete examples of lessons with the use of a problem chemical experiment and the results of  
the analysis of its approbation in a secondary school are given.  
Key words: chemical experiment, problem situation, creative tasks.  
Химический эксперимент – специфический метод и средство обучения химии в  
средней школе. С его помощью осуществляется связь теории с практикой, знания  
превращаются в убеждения учащихся.  
В процессе обучения химии он выполняет разные функции:  
а) Эвристическая проявляется  
закономерностей;  
в
установлении новых фактов, понятий,  
б) Обобщающая функция химического эксперимента дает возможность учащимся  
классифицировать вещества и химические реакции;  
в) Исследовательская функция химического эксперимента проявляется  
проблемном обучении.  
в
Для реализации эвристической и исследовательской функции химического  
эксперимента учитель только задает вопрос, отвечая на которые учащиеся конструируют  
самостоятельно новые знание. Так, в курсе 8 класса изучая типы химических реакций,  
демонстрируется опыт: Разложение малахита при нагревании [1]. Учащиеся  
самостоятельно отмечают признаки: изменение окраски, выделение газа и воды.  
Устанавливают тип реакции – реакция разложения, записывают уравнение реакции на  
доске:  
(CuOH)2CO3 = 2CuO+ Н2O + CO2↑  
При изучении темы «Кислород», демонстрируется опыт разложения пероксида  
водорода в присутствии диоксида марганца для увеличения скорости реакции. В конце  
опыта учитель дает определение новому понятию «катализатор».  
При организации проблемного обучения используется проблемный химический  
эксперимент. Содержание школьного курса химии предоставляет для этого большие  
возможности [2].  
Самое главное для организации проблемного обучения химического эксперимента  
это работа учителя по выявлению противоречий между фактами и существующими  
теоретическими объяснениями, пока неизвестными для учащихся. Создание проблемной  
ситуации при помощи химического эксперимента и ее успешное решение с участием  
учащихся зависит от профессионализма учителя химии.  
Одним из примеров создания на уроке проблемной ситуации может служить  
проблемный демонстрационный эксперимент к уроку «Гидролиз солей» в 9 классе [1].  
Учитель выставляет на демонстрационном столе три химических стакана с  
растворами солей: карбоната натрия, хлорида калия и хлорида алюминия. В каждый  
стакан добавляет лакмус. Учащиеся убеждаются, что в стаканах разная среда раствора: в  
растворе с карбонатом натрия – щелочная (pH>7), в растворе хлорида калия- нейтральная  
(pH=7), в растворе хлорида алюминия - кислая (pН<7).  
Создана проблемная ситуация: учащиеся знают как диссоциируют соли с  
образованием катионов металлов и анионов кислотных остатков. Вода - мало  
+
-
диссоциирующее вещество, но и в этом случае концентрация [H ]=[OH ]. Учащиеся  
высказывают различные предположения.  
Учитель предлагает составить уравнения диссоциации всех веществ в растворах:  
+
2-  
Na2CO3=2Na +CO3  
+
-
KCl=K +Cl  
3+  
-
AlCl3=Al +3Cl  
+
-
H2O=H +OH  
Вопрос:  
1
2
3
) Какие ионы принадлежат слабым электролитам?  
) Что характерно для слабых электролитов?  
) Какие из этих ионов могут взаимодействовать с ионами воды?  
Делается вывод: ионы солей, принадлежащие слабым электролитам, стремятся  
+
образовать их, взаимодействуя с водой, что и приводит к высвобождению ионов H или  
-
гидроксид-ионов OH ,что и определяет среду раствора.  
При изучении темы «Бензол» учитель создает проблемные ситуации при помощи  
химического эксперимента: в пробирки с бензолом приливают в первую - бромную воду,  
во вторую - раствор перманганата калия.  
Проблема: почему бензол не обесцвечивает бромную воду и раствор перманганата  
калия? Бензол имеет молекулярную формулу С6Н6. Какие можно сделать предположения  
о строении молекулы бензола?  
Проблема решается при рассмотрении электронного строения молекулы бензола.  
Делокализованные π - связи образуя единую π – систему в сочетании с σ-связями,  
обеспечивают устойчивость и воздействие окислителей.  
Следующая проблема: почему бензол с большим трудом, только в жестких  
условиях (повышение температуры, присутствие активных реагентов или УФ –  
облучение) вступает в реакции присоединения.  
Решение: для разрыва ароматической связи требуется затратить большую энергию.  
Вывод: для бензола наиболее характерны реакции замещения атома водорода.  
Далее, при изучении гомологов бензола демонстрируется опыт: взаимодействие  
толуола с раствором перманганата калия при нагревании малиновая окраска исчезает,  
образуется бензойная кислота.  
C6H5-CH3+[3O] C6H5COOH+H2O  
Проблема: как объяснить, что гомологи легче окисляются, нежели сам бензол?  
Решение: объяснение находим во взаимном влиянии атомов в молекулах гомологов  
бензола.  
Анализ линии учебников по химии для средней школы Н.Е. Кузнецовой с  
соавторами показывает, что в содержании учебников 8,9,10 и 11 классов отражен  
проблемный подход, обозначены проблемные вопросы, ситуации и их постановка с  
помощью химического эксперимента.  
Студенты факультета естествознания в период прохождения педагогической  
практики апробировали постановку проблемного химического эксперимента. Как  
показали наблюдения и анализ результатов педагогического эксперимента, реализация  
проблемного обучения при помощи химического эксперимента побуждает учащихся к  
самостоятельному мышлению, активизирует их познавательную деятельность и интерес к  
изучению химии.  
Результаты анкетирования учащихся показывают: 80% учащихся предпочитают  
использование на уроке химического эксперимента, с последующим решением созданной  
проблемной ситуацией, 60% хотели бы проводить химический эксперимент  
самостоятельно под наблюдением учителя химии, 48% учащихся предпочитают  
экспериментальные задачи на определение качественного состава растворов, 70%  
предпочитают занимательные опыты по химии.  
Повышение интереса и познавательной активности учащихся при изучении химии  
один из факторов повышения качества химического образования учащихся в средней  
школе.  
Проблемный химический эксперимент целесообразно включать в беседы  
эвристического характера или в процесс проблемного изложения учебного материала.  
Подобные опыты при включении их в учебный процесс позволяют ученикам  
активно применять ранее полученные знания и приобрести опыт решения проблемных и  
творческих заданий, а так же сформировать исследовательские навыки и умения: строить  
гипотезы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ, решать  
познавательные и проблемные задания по химии.  
Литература  
1
. Сурин Ю.В. Методика проведения проблемных опытов по химии. -М.: Школа-  
Пресс, 1998.  
2
. Шаталов М.А. Уроки химии, 9 класс. Методическое пособие. – М : Вентана-  
Граф, 2007.  
_
____________________________________________________________________________  
Шорова Жанна Ибрагимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии  
факультета естествознания Адыгейского государственного университета  
Езлю Фатима Нурбиевна, старший преподаватель кафедры химии факультета  
естествознания Адыгейского государственного университета, тел. 89183278621, e-mail: