карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 371.31, 37.022  
ББК 74.262.4  
Д31  
Демченко Ю.А., Косаев В.А.  
ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»  
Лаборатория нутрициологии, экологии и биотехнологии НИИ комплексных проблем АГУ  
Реализация исторического подхода в процессе обучения неорганической химии.  
Аннотация: в статье представлены результаты педагогического эксперимента по  
использованию исторического подхода при изучении химии в 9 классе. Данный подход,  
реализуемый с учетом выявленных нами методических условий, способствует  
повышению эффективности обучения химии в средней школе. Применение исторического  
материала на уроках химии в 9 классе, позволило повысить уровень познавательной  
активности с 21,7% до 43,5 % в экспериментальном классе, а также повысить качество  
знаний обучающихся.  
Ключевые  
слова:  
исторический  
подход,  
познавательная  
активность,  
общекультурные компетенции  
Demchenko Yu.A., Kosaev V.A.  
Implementation of the historical approach in the process of teaching inorganic chemistry.  
Adyghe State University  
Nutritiology, Ecology and Biotechnology Laboratory, of Scientific Research Institute of complex  
Problems of ASU  
Abstract: the article presents the results of a pedagogical experiment on the use of a  
historical approach in the study of chemistry in grade 9. This approach, implemented taking into  
account the methodological conditions identified by us, contributes to increasing the efficiency  
of chemistry training in secondary school. The use of historical material in chemistry lessons in  
grade 9 made it possible to increase the level of cognitive activity from 21.7% to 43.5% in the  
experimental class, as well as improve the quality of knowledge of students.  
Key words: historical approach, cognitive activity, general cultural competencies  
Основной задачей образования на современном этапе развития науки является  
достижение в учебно-образовательном процессе целостного понимания учащимся  
окружающей действительности, формирование их компетентности в различных сферах  
жизни общества, в том числе общекультурной - истории становления современного типа  
культуры человечества. Одним из школьных предметов, способствующих формированию  
мировоззрения учащихся и общей научной картины мира является химия. Данный  
предмет направлен на понимание необходимости химического образования для решения  
повседневных жизненных проблем  
и
воспитанию нравственного поведения  
в
окружающей среде [2].  
В то же время в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение  
химии, при сохранении объема ее содержания, интерес учащихся к предмету снижается.  
Изучение химии только традиционными методами становится затруднительно, а порой и  
невозможно. В этой связи актуальным становится рассмотрение различных методических  
путей и условий, способствующих повышению эффективности изучения курса химии. В  
этих условиях одним из оптимальных путей достижения высокого качества в обучении  
химии выступает исторический подход, который позволяет организовать различные виды  
деятельности обучающихся для достижения высоких результатов и эффективности  
обучения.  
Для старшеклассников при изучении материала не редко на первый план встает  
вопрос о личностном смысле изучения конкретного предмета. Так, например, ученик  
может задать вопрос о том, для чего он изучает данную тему. Поэтому мы легко можем  
использовать исторический материал для ответа на этот вопрос. Исторический подход  
представляет науку в динамике и дает представления не только о значимости событий для  
развития науки, но и для человеческого общества в целом и индивидуально для каждого  
[
10].  
Принцип историзма в методике обучения химии – это дидактический принцип,  
ориентирующий учителя на такую работу с учащимися, когда изучаемое вещество, а  
также предметы, явления, события, связанные с познанием его, рассматриваются в их  
возникновении и развитии, во взаимосвязи с другими веществами, предметами,  
явлениями, событиями. Психология доказала, что в обучении сохраняются основные  
этапы исторического процесса познания. Пропуски отдельных из них затрудняют учение  
[
4, 8, 9].  
В целом исторические факты должны:  
-
быть органически связанными с программным материалом, способствовать его  
осознанию и закреплению в памяти;  
знакомить с научным методом – переходом «от незнания к знанию, от неполного  
и неточного знания к более полному и точному»;  
знакомить с движущими силами развития науки – внутренней логикой ее  
развития и социальным заказом;  
побуждать интерес к науке [6].  
-
-
-
Таким образом целью нашего исследования выступило теоретическое и  
экспериментальное обоснование эффективности использования исторического материала  
с целью формирования познавательного интереса учащихся при изучении химии в 9  
классе.  
Исследование обусловлено необходимостью решения основного противоречия  
между методиками формирования интереса к химии, разработанными в советское время и  
спецификой мотивации современных школьников, а также между необходимостью  
формирования и развития мотивации к изучению химии в средней школе и отсутствием  
целостной методики ее формирования с использованием исторического материала.  
Материалы и методы исследования.  
Педагогический эксперимент по теме исследования проводился в период с  
0
1.02.2021 г по 02.03.2021 г на базе МБОУ Майкопская гимназия № 22 города Майкоп  
Республики Адыгея. В эксперименте участвовали 48 учащихся из параллельных 9-ых  
классов. В качестве экспериментальной группы был выбран 9 «а» класс в количестве 23  
учащихся, в качестве контрольной группы – 9 «б» класс в количестве 25 учащихся. В  
каждом классе можно выделить учащихся, которые отличаются высокой  
работоспособностью и активностью на уроках, но большинство учеников средне активны  
на уроках, мало участвуют при обсуждении новой темы, при решении задач и т. п.  
Исследование включало в себя историко-логический анализ и обобщение научно-  
теоретической, педагогической и методической литературы по проблеме: рассматривалось  
построение и содержание учебного материала, предлагаемого для изучения в курсе  
основной средней школы, по вопросу изложения исторического материала при изучении  
ключевых законов и теорий неорганической химии.  
Для этого были выбраны следующие авторские линии учебников:  
1
. Программа двухуровневого курса химии для 8-11 кл. общеобразовательных  
учреждений. Автор: Кузнецова Н.Е.  
. Программа курса химии для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений. Автор:  
Габриелян О.С.  
2
3
. Программа курса химии для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений. Авторы:  
Новошинский И. И., Новошинская И. С.  
. Программа курса химии для 8, 9, 10 классы (базовый уровень), 11 класс (базовый  
4
уровень) общеобразовательной школы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.  
Следующая часть исследований включала в себя педагогический эксперимент,  
который осуществлялся по следующим этапам:  
1
. Констатирующий этап - выявление уровня сформированности знаний, учащихся  
по ключевым темам раздела неорганической химии, сделано сравнение показателей  
качества знаний и их общей успеваемости, а также установление уровень познавательной  
активности в экспериментальном и контрольном классах.  
2
. Формирующий этап - апробация разработанной модели изучения тем  
неорганической химии на основе исторического подхода.  
. Контрольный этап – анализ эффективности применения исторического подхода  
3
при изучении химии у обучающихся.  
На констатирующем этапе исследования для определения актуального уровня  
знаний учащихся по химии было проведено два тестирования, первое - с целью  
установления общего уровня знаний по ключевым темам неорганической химии,  
изученным в 8 классе, второе – для определения уровня познавательной активности и  
мотивации учащихся.  
Результаты и их обсуждение.  
Проведя анализ методической и психолого-педагогической литературы, по данному  
вопросу можно сделать следующие предположения:  
-
-
любой подход должен носить историко-логический целостный характер;  
принцип историзма является одним из главных при отборе содержания и в  
построении школьного курса химии.  
Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких  
как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и  
другие.  
В соответствии с главной дидактической целью уроки делятся на 5 типов:  
1
2
3
4
5
. Урок усвоения новых знаний и умений;  
. Урок совершенствования и применения теоретических знаний и умений;  
. Урок обобщения и систематизации;  
. Контрольно-учётные уроки;  
. Комбинированные уроки.  
Исторический материал может использоваться на любом из этих уроков [3].  
Историко-логический  
анализ  
научно-теоретической,  
педагогической  
и
методической литературы по проблеме использования исторического материала при  
изучении химии включал изучение авторских линий учебников. Результаты  
сравнительного анализа приведены в таблице 1.  
Таблица 1 Изложение исторического материала при изучении ключевых законов и  
теорий неорганической химии в авторских линиях учебников  
Темы  
Кузнецова  
Н.Е.  
Габриелян  
О.С.  
Новошински Рудзитис Г. Е.  
й И. И.  
Строение атома и ±  
атомно-  
±
-
-
молекулярное  
учение  
Периодический  
закон  
Периодическая  
система  
+ - 9 класс в +  
± - 8 класс,  
+ 10 класс в  
разделе «для  
любознательн  
ых»  
±
и дополнительн  
ом материале,  
± - 8 класс  
Д.И.Менделеева  
Закон сохранения ±  
масс  
-
±
±
Теория  
+
±
-
-
электролитической  
диссоциации  
В
дополнительн  
ом материале  
-
Скорость  
-
-
-
химической  
реакции  
Газовые законы  
±
-
±
-
Исторические  
+
+
+
+
справки  
по  
персоналиям  
Как видно из результатов, приведённых таблице практически во всех авторских  
линиях учебников приведено очень мало исторического материала даже в части,  
касающейся ключевых теорий и законов неорганической химии.  
Кроме того, как показал литературный обзор, методических рекомендаций и  
дидактических материалов, используемых для изучения в школьном курсе химии истории  
неорганической химии разработано очень мало,  
а
имеющиеся публикации  
рассматриваются отдельно от основного содержания и с методической точки зрения не  
имеют чёткого местоположения в конкретном уроке или теме. Вопросы истории, как  
правило, касаются биографии учёных либо включены в комплекс развивающих и  
развлекательных мероприятий и рубрик (кроссворды, игры, вечера-конкурсы и т.п.).  
Конкретных уроков с использованием исторического материала не разработано [7].  
Все имеющиеся успехи в разработках, а также недостатки проанализированных  
работ и публикаций послужат основой при составлении рекомендаций по использованию  
материалов по истории химии в процессе изучения отдельных глав неорганической химии  
в виде фрагментов планов урок с историческим содержанием, внеклассного мероприятия  
и дидактических материалов для учителя и учащихся.  
В
результате проведенного сравнительного анализа установлено, что  
в
современных школьных учебниках химии информация по истории этой науки  
представлена недостаточно, изложение материала практически не носит исторического  
характера, либо отсутствует целостный подход в использовании исторического материала,  
который позволял бы активизировать познавательную деятельность учеников.  
Исторический подход в практике обучения химии в школе мало используется, несмотря  
на понимание его роли в повышении мотивации изучения химии, формировании  
мировоззрения и развитии общекультурной компетентности учащихся.  
В соответствии с определенными нами педагогическими условиями были  
разработаны и апробированы уроки и фрагменты уроков с учетом использования  
исторического подхода в обучении химии.  
По результатам «входного» тестирования общий уровень знаний по ключевым  
темам неорганической химии можно оценить, как «удовлетворительный»: большая часть  
класса как в контрольном, так и экспериментальном классах 64,0 и 65,2% соответственно,  
имеют базовый уровень знаний, под которым понимается знание и усвоение материала на  
уровне минимальных требований программы с отметкой «3». (рис 1 ).  
Рисунок 1. Уровень знаний по результатам диагностической работы в контрольном  
и экспериментальном классах  
Следующим этапом исследования выступило определение уровня познавательной  
активности в исследуемых классах до начала проведения педагогического эксперимента  
[
1]. Тест состоял из 6 вопросов с вариантами ответов. Анализ результатов анкетирования  
позволил выявить уровень познавательной активности обучающихся в зависимости от  
количества набранных баллов:  
6
1
2
-15 – низкий уровень познавательной активности;  
6 -23-средний уровень познавательной активности;  
4-30 -высокий уровень познавательной активности (рис. 2).  
Рисунок  
2
Уровень познавательной активности  
в
контрольном  
и
экспериментальном классах  
Из рисунка видно, что для исследуемых классов характерен общий низкий уровень  
познавательного интереса к предмету, так в контрольном классе он составил 48,0%, а в  
экспериментальном 43,5%, в то время, как и лишь у 20,0 и 21,7 % - обладают высоким  
уровнем познавательной активности соответственно. Низкий уровень познавательной  
активности, чаще всего сопровождается низкой успеваемостью по предмету, что  
подтверждается полученными нами данными.  
На формирующем этапе в экспериментальном классе была апробирована  
разработанная нами модель изучения химии на основе исторического подхода, состоящая  
из комплекта уроков и ряда внеклассных мероприятий, на которых использовались  
интегративные уроки, исторические эксперименты, задачи с историческим содержанием.  
В контрольном классе проводили уроки согласно установленного тематического плана  
учителя по химии 9 класса.  
По итогу проведенного педагогического эксперимента на контрольном этапе был  
проведен анализ эффективности применения исторического подхода при изучении химии.  
Для этого была разработана контрольная работа, позволяющая оценить успеваемость  
обучающихся по пройденным темам в контрольном и экспериментальном классах (рис 3).  
экспериментальный класс  
контрольный класс  
8%  
12%  
9%  
17%  
36%  
30%  
44%  
44%  
отлично  
удовлетворительно  
хорошо  
отлично  
удовлетворительно  
хорошо  
неудовлетворительно  
неудовлетворительно  
Рисунок 3. Успеваемость учащихся после проведения педагогического  
эксперимента  
На основании анализа данных выявлено, что в экспериментальном классе процент  
успевающих (получивших 4 и 5) составил 60,9%, в то время как в контрольном 56,0%.  
Однако для того чтобы оценить эффективность применения исторического подхода в  
обучении химии необходимо оценить динамику изменения познавательного интереса,  
поскольку именно этот критерий является основополагающим в формировании глубины и  
осознанности знаний, учащихся по предмету при использовании данного метода. Для  
этого проводили контрольное анкетирование по установлению уровня познавательной  
активности учащихся по опроснику Б.К.Пашнева [1, 5]. Результаты анкетирования  
представлены на рисунке.4.  
Рисунок 4 Интерпретация выполнения опросника изучения уровня познавательной  
активности обучающихся на контрольном этапе  
Как видно из рисунка высокий уровень познавательной активности  
в
экспериментальной группе отмечен у 43,5% учащихся, что в 1,8 раз больше, чем в  
контрольной. При этом, результаты опросника показывают, что в экспериментальном  
классе значительно изменился общий уровень познавательной активности, как в  
сравнении с началом педагогического эксперимента, так и в сравнении с контрольной  
группой (рис 5).  
Рисунок. 5 Процент учащихся обладающих высоким уровнем познавательной  
активности до и после проведения педагогического эксперимента в исследуемых классах.  
Из диаграммы видно, что разница между познавательной активностью в  
экспериментальной группе после проведения эксперимента составляет 21,8%, что  
позволяет говорить об эффективности использования предложенной нами методики.  
Результаты диагностики познавательной активности позволяют сделать вывод о том, что  
познавательная активность, занимает в структуре мотивации учения обучающихся  
значимое место, уменьшает роль мотивов избегания, побуждает обучающихся к решению  
познавательных задач творческого характера, как следствие способствует более  
успешному освоению учебного материала.  
Таким образом, применение исторического материала в обучении химии расширяет  
горизонт предметного обучения, стимулирует интерес учащихся к предмету, способствует  
саморазвитию личности, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между  
учителем и учащимися, но и среди учеников в группах, что приводит к значительному  
повышению качества знаний учащихся, а также повышает общий уровень познавательной  
активности по предмету.  
Литература  
1
. Андреюшкина, Д. Д. Кроссенс-технология как метод развития познавательной  
активности на уроках химии/ Д. Д.Андреюшкина, И. Т. Гусева //Актуальные вопросы и  
инновации в химии, биологии, экологии, аграрных науках и естественнонаучном  
образовании. 2019. – С. 33-36.  
2
. Баум, Е.А. Образовательные новации химического факультета МГУ: практико-  
ориентированное преподавание истории химии/ Е.А. Баум, В.В. Лунин // Химия в школе.  
019. – № 3.– С. 73-75.  
2
3
. Галкин, И.В. Формирование у учащихся практических умений с использованием в  
процессе обучения историко-химического эксперимента/ И.В. Галкин // Современные  
проблемы науки и образования. 2011. – № 3. – С. 27  
4
. Короткова, А. В.. Имена русских учёных в органической химии / А. В. Короткова,  
Н. М. Потемкина, О. М. Плужник // Химия в школе. – №. 10. – С. 73-78.  
. Обутова Л. М. Исторический подход как основа повышения эффективности  
5
изучения химии неметаллов в основной школе //Образование и педагогика: перспективы  
развития. – 2020. – С. 179-182.  
6
. Саламов, А. Х. Принцип историзма в обучении химии/ Саламов А. Х. [и др.]  
/Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. 2016. – С. 53-  
4.  
/
5
7
. Саламов А. Х. Использование исторического химического эксперимента в  
проблемном обучении //Влияние науки и технологий на социально-экономическое  
развитие России. – 2021. – С. 91-94.  
8
. Телешов, С. В. Химические лаборатории М. В. Ломоносова/ С. В. Телешов, Т. М.  
Кравченко //Ломоносовские чтения в кунсткамере. К 300-летию со дня рождения МВ  
Ломоносова. – 2011. – С. 69-77.  
9
. Фадеев, Г. Н. Периодический закон: хронология открытия/ Г. Н. Фадеев, Н. Н.  
Двуличанская, Ю. А. Лебедев //Химия в школе. 2021. – №. 5. – С. 73-78.  
0. Шарыпова, Н. В. Историко-научный материал при обучении химии/ Н. В.  
1
Шарыпова, С. И. Халявин //Вестник Шадринского государственного педагогического  
университета. 2019. – №. 3 (43). – С. 171-176.  
Демченко Юлия Александровна - к.т.н, доцент кафедры химии факультета  
естествознания Адыгейского государственного университета, эксперт-биохимик  
лаборатории нутрициологии, экологии и биотехнологии НИИ комплексных проблем АГУ,  
тел.89284679097, e-mail:jesi-001@mail.ru  
Косаев Велмырат – студент 5 курса отделения химии-биология факультета  
естествознания Адыгейского государственного университета