Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Феномен «поп-науки», возрастание роли «профанного знания», потеря смысла из-за упрощения информации и необходимость прокалывать «цифровой пузырь»: ученые и популяризаторы обсудили проблемы и подходы к популяризации науки

Наука Образование

SIR_1004.jpg

В образовательном центре «Сириус» состоялась Встреча популяризаторов, организованная в рамках всероссийского проекта «Наука вокруг» Адыгейского государственного университета, который реализуется при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий». В ней приняли участие известные ученые и популяризаторы науки. Ключевыми темами обсуждения стали успешные инициативы по популяризации науки, возрастание роли гражданской науки, и то, как как каналы коммуникации меняют научно-популярный контент.

В дискуссии приняли участие руководитель проекта «Наука вокруг», ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий, научный журналист и популяризатор науки, спецпредставитель Десятилетия науки и технологий Алексей Паевский, известный ученый и популяризатора науки, профессор АГУ и МФТИ, член-корреспондент РАН, Алексей Савватеев, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор РАН Дмитрий Вибе, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, руководитель Кавказского математического центра АГУ Андрей Райгородский, заведующий лаборатории физики нано и мезоструктур Института прикладных проблем физики Национальной академии наук Армении Айк Саркисян, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, лауреат международной Премии Лилавати Николай Андреев, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт по биоэтике и проблемам развития искусственного интеллекта Елена Брызгалина, профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ Анна Карцова, заместитель руководителя Образовательного Фонда «Талант и успех», директор Научно-технологического университета «Сириус» Антон Гусев, директор образовательного проекта «Лекториум», основатель «Лиги Годенберга» Яков Сомов, директор фонда поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» Михаил Юрик.

Сегодня университеты выступают центрами не только производства научного знания, но и его передачи, а также важными площадками диалога ученых и людей, не связанных с наукой, их роль в организации и институционализации научной коммуникации становится ключевой. Примером взаимодействия науки и общества может служить проект «Наука вокруг», направленный на продвижение достижений российских ученых, об итогах которого рассказал на встрече популяризаторов ректор АГУ Дауд Мамий. Проект реализовывается с июня по ноябрь по трем трекам – проведение выездных фестивалей науки во Всероссийском детском центре «Орленок», создание медиатеки видео лекций российских ученых и популяризаторов науки, и проведение серии онлайн-уроков по естественнонаучной тематике и математике для школьников. В офлайн и онлайн мероприятиях проекта приняли участие более 200 тысяч человек.

В наши дни интерес к науке растет, усиливается роль общества как «заказчика» и «спонсора» исследований, формирующего запрос на понятное и доступное описание научных результатов. Анна Карцова, Алексей Паевский, Николай Андреев Алексей Савватеев, Андрей Райгородский, Дмитрий Вибе, Айк Саркисян рассказали о своем видении и опыте популяризации научного знания среди широкой аудитории.

Эксперт по биоэтике и проблемам развития искусственного интеллекта Елена Брызгалина, говоря о популяризация в контексте особенностей науки 21 века, акцентировала внимание на возрастание роли популяризации науки как условия функционирования науки в обществе и социальной ответственности науки за последствия использования научно-технологических достижений.

SIR_1063.jpg Внимание общества распространяется на полный цикл научных исследований – от постановки научной проблемы, выбора методов исследования, до последствий применения научных результатов в технологии. Рост вовлеченности обычных граждан в производство знаний происходит за счет информатизации и цифровизации жизни каждого человека, – рассказала Елена Брызгалина.

В тоже время, поп-наука оказалась особенно востребованной в связи с социальным запросом на сенсацию и развитием масс-медиа. Возрастание вовлеченности носителей «профанного знания» (знание неспециалиста, позиция дилетанта, «человека с улицы») актуализирует задачи популяризации науки.

Директор образовательного проекта «Лекториум» Яков Сомов особое внимание уделил тому, как каналы коммуникации меняют контент. Основная угроза – потеря смысла из-за упрощения. Рекомендательные системы основаны на предположениях, которые не способствуют нашему развитию.

Платформы коммуникации весь трафик забирают себе, выхолащивают формат, замыкают пользователей на себя и разрушают контекст. Нейросети меняют структуру и логику трафика, и мы постоянно должны прокалывать цифровые пузыри и сохранять сложность. Нужно постоянно исследовать каналы коммуникации и структуру трафика, чтобы адаптировать контент, работать над связностью и максимально использовать канал коммуникации, – отметил Яков Сомов.

SIR_1079.jpg

Директор фонда поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» Михаил Юрик поделился опытом работы фонда, который создан, чтобы вдохновлять и поддерживать людей в их стремлении непрерывно познавать окружающий мир через науку и культуру, формируя среду образованных и просвещенных личностей, которые являются залогом общественного прогресса. Среди программ и проектов фонда, направленных на популяризацию науки – «Научная гостиная», в рамках которой организовано живое общение с учеными – корифеями и начинающим, «Читальный зал» – проект, направленный на поддержку издания лучших образцов российской и зарубежной научно-популярной литератур, Методический семинар для учителей физики и астрономии и Астрофизическая школа «Траектория» им. О.В. Верходанова, которая реализуется в партнерстве с Адыгейским государственным университетом.

Подводя итоги, участники встречи отметили, что просветительский компонент научной деятельности не менее важен, чем, исследовательский. Людям интересны достижения науки, а современные вложения в науку требуют безусловного одобрения обществом. В то же время, расширение практики использования нетрадиционных форматов, вовлечение непрофессиональных популяризаторов науки привели к росту количества околонаучного или псевдонаучного контента. Популяризация науки характеризуется все большим ростом роли нетрадиционных каналов популяризации науки (прежде всего, в рамках новых медиа, личных блогов и микроблогов), что связано со снижением качества распространяемой информации. Одним из основных путей решения проблемы является повышение эффективности научно-популяризаторской деятельности ученых и научных журналистов.

О проекте «Наука вокруг»

«Наука Вокруг» — всероссийский научно-просветительский проект Адыгейского государственного университета. Проект реализуется в партнерстве с ВДЦ «Орлёнок» и Московским физико-техническим институтом при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Мероприятия проекта направлены на раннее формирование научной картины мира и информационной культуры школьников, связанной с выбором контента в области науки и технологий, повышение привлекательности образа ученого и имиджа российской науки в представлениях школьников.

Целью проекта является продвижение достижений российских ученых в области естественных, математических наук и информационных технологий, включая привлечение внимания к работе отечественных ученых и демонстрацию результатов их научно-исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению восприимчивости общества к инновациям и науке, привлечению молодежи в сферу исследований и разработок, в целом развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей.

Проект реализовывается с июня по ноябрь по трем трекам – проведение выездных фестивалей науки во Всероссийском детском центре «Орленок», создание медиатеки видео лекций российских ученых и популяризаторов науки, и проведение серии онлайн-уроков по естественнонаучной тематике и математике для школьников.

Фестиваль науки в ВДЦ «Орленок» проводился с июня по октябрь в формате однодневного мероприятия. В нем приняли участие более 16 тысяч школьников из России, Абхазии, Австралии, Армении, Беларуси, Германии, Испании, Казахстана, Канады, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Японии. Ребята принимали участие в уникальных мастер-классах, в опытах и экспериментах, лекциях известных учёных, смотрели научно-популярные фильмы. В рамках фестиваля была организована работа 40 тематических площадок, где школьники в игровой или интерактивной форме знакомились с математикой и её приложениями, биологией, физикой, астрофизикой, химией и IT. На станциях «Научной мастерской» ребята участвовали в опытах и экспериментах по физике и химии, с помощью технологии виртуальной реальности знакомились со строением Солнечной системы, соревновались в физическом биатлоне, создавали модель ДНК-человека, вычисляли нулевого пациента в ролевой игре по изучению модели распространения эпидемии, а еще участвовали в конкурсе научной фотографии и интеллектуальных играх. Во время каждого фестиваля известные российские ученые: математики Алексей Савватеев, Андрей Райгородский и Николай Андреев, астрофизик Дмитрий Вибе, химик Артем Оганов, нейрофизиолог Александр Каплан, биоэтик Елена Брызгалина, а также научные журналисты Алексей Паевский и Анна Хоружая прочитали открытые лекции. Лекция «Математика погони на электросамокате» члена-корреспондента РАН, известного ученого и популяризатора науки, профессора МФТИ и АГУ Алексея Савватеева собрала около полутора тысяч человек и стала самой масштабной научно-популярной лекцией в истории «Орленка».

В рамках проекта АГУ совместно с ТАСС создал медиатеку видеолекций известных российских ученых и популяризаторов науки, которые просто и доступно рассказывают о сложных научных понятиях. Весь контент адаптирован, поэтому будет интересен как школьникам, так и взрослым.

Серия онлайн-уроков проекта «Наука вокруг» посвящена интересным темам из разделов математики, астрономии, физики, информатики, биологии и химии. Преподаватели рассказывают школьникам о природных явлениях с точки зрения конкретной науки, чтобы расширить и обогатить багаж знаний об окружающем мире, о современных исследованиях по изучению экзопланет и астробиологии, о роли микробов в различных экосистемах и значении окислительно-восстановительных реакций в обмене веществ и энергии, о достижениях криптографии, которые широко используются в нашей жизни. Онлайн-уроки проходят еженедельно, планируется, что в них примут участие более 200 тысяч школьников из разных регионов страны.

Сайт проекта «Наука вокруг»: http://naukavokrug.adygnet.ru/

Медиатека научно-популярных лекций проекта «Наука вокруг» https://nauka-vokrug.tass.ru/

Ближайшие события

Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
18 - 21 июля
Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
С 18 по 21 июля 2025 года на базе Адыгейского государственного университета пройдет Кадровая школа «Ход в Будущее», организованная Сообществом студентов Республики Адыгея «Твой ход» при поддержке Комитета по делам молодежи Адыгеи и Государственного комитета по делам молодежи и спорту Республики Абхазия.
Летний методологический университет 2025
14-20 августа
Летний методологический университет 2025
С 14 августа по 20 августа 2025 года на учебной базе Адыгейского государственного университета «Горная легенда» будет организована работа Летнего методологического университета.
Большая математическая мастерская 2025
8-19 июля
Большая математическая мастерская 2025
Адыгейский государственный университет в этом году снова станет одной из площадок Большой математической мастерской. На базе нашего вуза она пройдет с 8 по 19 июля. Проект реализуется в рамках программы развития АГУ «Приоритет-2030», которая в этом году перезапущена с фокусом на достижение технологического лидерства.
Код будущего
Код будущего
Приглашаем учеников 8-11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования на курсах на базе образовательной площадки Адыгейского государственного университета.
Science Slam
Science Slam
Не знаете, как выступить перед публикой со своей темой?

Думаете, что она слишком сложная и никому не будет интересна?

Тогда Вам на помощь придёт Science Slam!

Science Slam – это новое модное направление популяризации науки – битва ученых.