Феномен «поп-науки», возрастание роли «профанного знания», потеря смысла из-за упрощения информации и необходимость прокалывать «цифровой пузырь»: ученые и популяризаторы обсудили проблемы и подходы к популяризации науки
В образовательном центре «Сириус» состоялась Встреча популяризаторов, организованная в рамках всероссийского проекта «Наука вокруг» Адыгейского государственного университета, который реализуется при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий». В ней приняли участие известные ученые и популяризаторы науки. Ключевыми темами обсуждения стали успешные инициативы по популяризации науки, возрастание роли гражданской науки, и то, как как каналы коммуникации меняют научно-популярный контент.
В дискуссии приняли участие руководитель проекта «Наука вокруг», ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий, научный журналист и популяризатор науки, спецпредставитель Десятилетия науки и технологий Алексей Паевский, известный ученый и популяризатора науки, профессор АГУ и МФТИ, член-корреспондент РАН, Алексей Савватеев, заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН, профессор РАН Дмитрий Вибе, директор Физтех-школы прикладной математики и информатики МФТИ, руководитель Кавказского математического центра АГУ Андрей Райгородский, заведующий лаборатории физики нано и мезоструктур Института прикладных проблем физики Национальной академии наук Армении Айк Саркисян, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. В.А. Стеклова РАН, лауреат международной Премии Лилавати Николай Андреев, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, эксперт по биоэтике и проблемам развития искусственного интеллекта Елена Брызгалина, профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ Анна Карцова, заместитель руководителя Образовательного Фонда «Талант и успех», директор Научно-технологического университета «Сириус» Антон Гусев, директор образовательного проекта «Лекториум», основатель «Лиги Годенберга» Яков Сомов, директор фонда поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» Михаил Юрик.
Сегодня университеты выступают центрами не только производства научного знания, но и его передачи, а также важными площадками диалога ученых и людей, не связанных с наукой, их роль в организации и институционализации научной коммуникации становится ключевой. Примером взаимодействия науки и общества может служить проект «Наука вокруг», направленный на продвижение достижений российских ученых, об итогах которого рассказал на встрече популяризаторов ректор АГУ Дауд Мамий. Проект реализовывается с июня по ноябрь по трем трекам – проведение выездных фестивалей науки во Всероссийском детском центре «Орленок», создание медиатеки видео лекций российских ученых и популяризаторов науки, и проведение серии онлайн-уроков по естественнонаучной тематике и математике для школьников. В офлайн и онлайн мероприятиях проекта приняли участие более 200 тысяч человек.
В наши дни интерес к науке растет, усиливается роль общества как «заказчика» и «спонсора» исследований, формирующего запрос на понятное и доступное описание научных результатов. Анна Карцова, Алексей Паевский, Николай Андреев Алексей Савватеев, Андрей Райгородский, Дмитрий Вибе, Айк Саркисян рассказали о своем видении и опыте популяризации научного знания среди широкой аудитории.
Эксперт по биоэтике и проблемам развития искусственного интеллекта Елена Брызгалина, говоря о популяризация в контексте особенностей науки 21 века, акцентировала внимание на возрастание роли популяризации науки как условия функционирования науки в обществе и социальной ответственности науки за последствия использования научно-технологических достижений.
– Внимание общества распространяется на полный цикл научных исследований – от постановки научной проблемы, выбора методов исследования, до последствий применения научных результатов в технологии. Рост вовлеченности обычных граждан в производство знаний происходит за счет информатизации и цифровизации жизни каждого человека, – рассказала Елена Брызгалина.
В тоже время, поп-наука оказалась особенно востребованной в связи с социальным запросом на сенсацию и развитием масс-медиа. Возрастание вовлеченности носителей «профанного знания» (знание неспециалиста, позиция дилетанта, «человека с улицы») актуализирует задачи популяризации науки.
Директор образовательного проекта «Лекториум» Яков Сомов особое внимание уделил тому, как каналы коммуникации меняют контент. Основная угроза – потеря смысла из-за упрощения. Рекомендательные системы основаны на предположениях, которые не способствуют нашему развитию.
– Платформы коммуникации весь трафик забирают себе, выхолащивают формат, замыкают пользователей на себя и разрушают контекст. Нейросети меняют структуру и логику трафика, и мы постоянно должны прокалывать цифровые пузыри и сохранять сложность. Нужно постоянно исследовать каналы коммуникации и структуру трафика, чтобы адаптировать контент, работать над связностью и максимально использовать канал коммуникации, – отметил Яков Сомов.
Директор фонда поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория» Михаил Юрик поделился опытом работы фонда, который создан, чтобы вдохновлять и поддерживать людей в их стремлении непрерывно познавать окружающий мир через науку и культуру, формируя среду образованных и просвещенных личностей, которые являются залогом общественного прогресса. Среди программ и проектов фонда, направленных на популяризацию науки – «Научная гостиная», в рамках которой организовано живое общение с учеными – корифеями и начинающим, «Читальный зал» – проект, направленный на поддержку издания лучших образцов российской и зарубежной научно-популярной литератур, Методический семинар для учителей физики и астрономии и Астрофизическая школа «Траектория» им. О.В. Верходанова, которая реализуется в партнерстве с Адыгейским государственным университетом.
Подводя итоги, участники встречи отметили, что просветительский компонент научной деятельности не менее важен, чем, исследовательский. Людям интересны достижения науки, а современные вложения в науку требуют безусловного одобрения обществом. В то же время, расширение практики использования нетрадиционных форматов, вовлечение непрофессиональных популяризаторов науки привели к росту количества околонаучного или псевдонаучного контента. Популяризация науки характеризуется все большим ростом роли нетрадиционных каналов популяризации науки (прежде всего, в рамках новых медиа, личных блогов и микроблогов), что связано со снижением качества распространяемой информации. Одним из основных путей решения проблемы является повышение эффективности научно-популяризаторской деятельности ученых и научных журналистов.
О проекте «Наука вокруг»
«Наука Вокруг» — всероссийский научно-просветительский проект Адыгейского государственного университета. Проект реализуется в партнерстве с ВДЦ «Орлёнок» и Московским физико-техническим институтом при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Мероприятия проекта направлены на раннее формирование научной картины мира и информационной культуры школьников, связанной с выбором контента в области науки и технологий, повышение привлекательности образа ученого и имиджа российской науки в представлениях школьников.
Целью проекта является продвижение достижений российских ученых в области естественных, математических наук и информационных технологий, включая привлечение внимания к работе отечественных ученых и демонстрацию результатов их научно-исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению восприимчивости общества к инновациям и науке, привлечению молодежи в сферу исследований и разработок, в целом развитию общества и повышению качества и уровня жизни людей.
Проект реализовывается с июня по ноябрь по трем трекам – проведение выездных фестивалей науки во Всероссийском детском центре «Орленок», создание медиатеки видео лекций российских ученых и популяризаторов науки, и проведение серии онлайн-уроков по естественнонаучной тематике и математике для школьников.
Фестиваль науки в ВДЦ «Орленок» проводился с июня по октябрь в формате однодневного мероприятия. В нем приняли участие более 16 тысяч школьников из России, Абхазии, Австралии, Армении, Беларуси, Германии, Испании, Казахстана, Канады, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Японии. Ребята принимали участие в уникальных мастер-классах, в опытах и экспериментах, лекциях известных учёных, смотрели научно-популярные фильмы. В рамках фестиваля была организована работа 40 тематических площадок, где школьники в игровой или интерактивной форме знакомились с математикой и её приложениями, биологией, физикой, астрофизикой, химией и IT. На станциях «Научной мастерской» ребята участвовали в опытах и экспериментах по физике и химии, с помощью технологии виртуальной реальности знакомились со строением Солнечной системы, соревновались в физическом биатлоне, создавали модель ДНК-человека, вычисляли нулевого пациента в ролевой игре по изучению модели распространения эпидемии, а еще участвовали в конкурсе научной фотографии и интеллектуальных играх. Во время каждого фестиваля известные российские ученые: математики Алексей Савватеев, Андрей Райгородский и Николай Андреев, астрофизик Дмитрий Вибе, химик Артем Оганов, нейрофизиолог Александр Каплан, биоэтик Елена Брызгалина, а также научные журналисты Алексей Паевский и Анна Хоружая прочитали открытые лекции. Лекция «Математика погони на электросамокате» члена-корреспондента РАН, известного ученого и популяризатора науки, профессора МФТИ и АГУ Алексея Савватеева собрала около полутора тысяч человек и стала самой масштабной научно-популярной лекцией в истории «Орленка».
В рамках проекта АГУ совместно с ТАСС создал медиатеку видеолекций известных российских ученых и популяризаторов науки, которые просто и доступно рассказывают о сложных научных понятиях. Весь контент адаптирован, поэтому будет интересен как школьникам, так и взрослым.
Серия онлайн-уроков проекта «Наука вокруг» посвящена интересным темам из разделов математики, астрономии, физики, информатики, биологии и химии. Преподаватели рассказывают школьникам о природных явлениях с точки зрения конкретной науки, чтобы расширить и обогатить багаж знаний об окружающем мире, о современных исследованиях по изучению экзопланет и астробиологии, о роли микробов в различных экосистемах и значении окислительно-восстановительных реакций в обмене веществ и энергии, о достижениях криптографии, которые широко используются в нашей жизни. Онлайн-уроки проходят еженедельно, планируется, что в них примут участие более 200 тысяч школьников из разных регионов страны.
Сайт проекта «Наука вокруг»: http://naukavokrug.adygnet.ru/
Медиатека научно-популярных лекций проекта «Наука вокруг» https://nauka-vokrug.tass.ru/