карта сайта

Раскрыть все уровни

Абитуриентам

Студентам

Выпускникам

Школьникам

Университет

Наука

Научно-технический совет (НТС)

Аспирантура, докторантура, диссертационные советы

Научные издания

Контакты

Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Кабинет абитуриента
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Легендарный ректор: к 100-летию со дня рождения Александра Короховича Ячикова

Событие
шапка_Ячиков.jpg

Сегодня, 3 марта, исполняется 100 лет со дня рождения Александра Короховича Ячикова (1921-2007), выдающегося педагога и общественного деятеля, который возглавлял Адыгейский государственный педагогический институт (ныне АГУ), с 1961 по 1985 годы — дольше, чем кто-либо из его коллег.

Университет помнит и чтит своего легендарного ректора, выдающегося человека, масштаб личности которого выходит далеко за его пределы. По инициативе АГУ в 2010 году по решению депутатского корпуса Майкопа была открыта мемориальная доска на доме, где жил А.К. Ячиков. Данью благодарности и памяти стал построенный в 2016 году суперсовременный стадион АГУ, которому решением Ученого совета АГУ было присвоено имя «Ректор Ячиков». Стадион венчает уникальный комплекс спортивных сооружений АГУ, среди которых дворец спорта «Якуб Коблев» и физкультурно-оздоровительный комплекс «Акуанда».

И март 2021 года станет месяцем памятных мероприятий в честь его 100-летия...

С именем А.К. Ячикова связывают превращение скромного педагогического института в вуз, известный всей стране.

На протяжении многих лет Адыгейский государственный педагогический институт был в числе лидеров по материально-технической оснащённости, созданию условий для учебы, проживания и отдыха студентов, за что неоднократно награждался переходящими Красными знаменами, что было в СССР высокой формой признания заслуг коллектива и его руководителей.

Александра Короховича еще называли ректором-строителем, потому что при нем были построены основные учебные корпуса института и студенческие общежития.

Но мало кто знает, что жизненный и трудовой подвиг Александра Короховича был сродни подвигу легендарного летчика Алексея Маресьева. Он тоже после тяжелого ранения лишился ступней ног и заново учился не только ходить, но и жить.

Уроженец аула Адамий, Александр всегда учился с удовольствием и был активным комсомольцем. Уже в восемнадцать лет Александра Ячикова рекомендуют на должность заведующего отделом школьной молодежи и пионеров Адыгейского обкома ВЛКСМ. Он поступает в Краснодарский пединститут. В 1940 году его призывают на службу в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию), он служит в войсках Закавказского военного округа. В 1941 году в составе 37-й Горно-стрелковой дивизии на территории Украины вступает в бои, получает тяжелое ранение. Его отправляют в астраханский госпиталь, где ампутируют обе ступни, и он заново учится ходить. На восстановление ушел почти год, но Александр Корохович сумел на медкомиссии доказать свое право быть в войсках и закончил войну инструктором в артиллерии в звании майора.

Из интервью А.К. Ячикова газете «Адыгейский университет к 50-летию Победы

— Александр Корохович, какие первые впечатления об увиденной картине войны?

— Когда мы подъезжали к линии фронта, картина была ужасной.… Чтобы понять эту войну, надо было побывать на ней. Командир артиллерии держал нас впереди, чтобы мы подрывали танки, которые могли задавить пехоту. Картина, конечно, далека от кино. Я до сих пор помню, как смертельно раненый связной выполнял свои обязанности. Советский народ – героический народ!

— Известно, что Вы были серьёзно ранены...

— Да. Во время очередного боя возле меня рванул снаряд, сильно повредив мне ноги. Это случилось во второй половине ноября 1941. Из всей роты я остался один, раненый. На моё счастье, был сильный дождь, хоть было что пить. Не помню, сколько дней я пролежал там, но меня подобрала другая часть. Было так, что меня оставили на ночлег у одной украинки. И вот она, чтобы меня прокормить, зарезала последнего гуся. Сразу направили в военный госпиталь. Очень хорошо остались в памяти моменты моего лечения там. Все были вежливы с нами, ранеными солдатами. Через какое-то время откомандировали в тыл, в Астрахань. Там мне сделали первую операцию на ногах, причём резали без наркоза. Врач долго удивлялся, почему я не кричал. Я объяснил это тем, что русскому офицеру не подобает показывать свою слабость даже в самых болезненных ситуациях.

— А что для Вас Победа в этой войне?

— Война была жестокая, кровопролитная, но надежда на победу всегда жила в сердце русского человека. Победа — это большая чаша, наполненная слезами русских людей, тех которые много сделали для Родины. И я тоже делал то, что мог.

Сразу после войны А.К. Ячиков возвращается в Краснодарский пединститут и заканчивает его в 1947 году. После этого он – слушатель Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, затем Академии общественных наук при ЦК КПСС, преподаватель Военного института Министерства госбезопасности и Высшей дипломатической школы при Министерстве иностранных дел СССР. Параллельно Александр Корохович работает над кандидатской диссертацией, которую успешно защищает в 1951 году. В 1952 году его назначают секретарем Адыгейского обкома КПСС, а спустя шесть лет приглашают на должность заместителя директора Адыгейского государственного пединститута. Через девять лет, в 1961 году А.К. Ячиков становится ректором АГПИ. В 1974 году успешно защищает докторскую диссертацию по философии, становится профессором, заведующим кафедрой философии. Руководил вузом 24 года, до 1985 года.

Адыгейский государственный педагогический институт стал тем местом, где Александр Корохович сумел реализовать свои самые смелые мечты, опробовал новые технологии, проверил на практике полученные теоретические знания и вписал свое имя не только в историю Адыгеи, но и российского образования в целом, выведя скромный педагогический институт из небольшого южного города в число лучших вузов РСФСР.

Годы его работы ознаменовалось расширением специальностей и факультетов, ростом числа студентов и углубленной работой по внедрению новых форм обучения и воспитания молодого поколения, укреплением связей со школами и нацеленностью на высокое качество подготовки педагогов.

Вот далеко не полный список того, что удалось А.К. Ячикову сделать в АГПИ только за первое десятилетие работы:

  • 1962 г. - открытие по инициативе комитета комсомола рабочего факультета;

  • 1963 г. – создание кафедры биологии и основ сельскохозяйственного производства;

  • 1965 г. – агропедагогический факультет становится факультетом естествознания;

  • создание английского отделения филфака;

  • организация факультетов:
    – физического воспитания;
    – музыкально-педагогического;
    – иностранных языков;
    – педагогики и методики начального обучения;
    – истории и советского права

  • 1966 г. – создание кафедры ботаники.
  • 1969 г. – основание кафедры математического анализа и кафедры алгебры и геометрии;

  • создание юношеской математической школы;

  • открытие детской спортивной школы «Юный буревестник»;

  • создание университета культуры и педагогических знаний;

  • проведение первой недели русского языка в Адыгее;

  • 1966 г. - создание библиографического отдела в библиотеке в помощь исследователям АГПИ.

Александра Короховича Ячикова по праву называют первым строителем вуза. При нем были возведены студенческие общежития, учебные корпуса, решались вопросы улучшения жилищно-бытовых условий преподавателей.

Именно при Ячикове знаменитое трехэтажное здание по улице Советской, напоминавшее букву «П» и долгое время бывшее главным корпусом АГПИ, уступило пальму первенства новому четырехэтажному корпусу по улице Первомайской. Таким образом, в институте появился закрытый внутренний дворик, который облюбовали студенты для занятий, свиданий и даже танцев.

Александр Корохович Ячиков, прошедший большую фронтовую и партийную школу, свой безусловный авторитет использовал на благо родного института. Было нелегко, но усилиями А.К.Ячикова вуз попадал в программы развития образования в РСФСР, в планы по строительству новых объектов, выделялось финансирование. Но планов у ректора было очень много, и тогда, по инициативе А.К. Ячикова, включался механизм «народной стройки». Именно так строился актовый зал, который существует поныне и является местом всех праздничных мероприятий, фестивалей, конкурсов и концертов. Его возводили студенты и преподаватели на субботниках и воскресниках, которые проходили и в другие дни недели. С помощью студентов строились спортивные залы, спортплощадки, обустраивались агробиостанция, санаторий-профилакторий и спортивно-оздоровительный лагерь на черноморском побережье в посёлке Дивноморский.

В 1985 году заканчивается почти четвертьвековая пединститутская эпопея Александра Короховича Ячикова. Он назначается первым председателем Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея. Мудрость, интернационализм, уважение к людям, глубокая интеллигентность Александра Короховича сыграли немалую роль в том, как происходил процесс становления государственности Республики Адыгея.

А.К. Ячиков награждён орденом Красной звезды, двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Знак почёта», юбилейными медалями (всего более 20 наград). Александр Корохович — один из первых, кто удостоен медали «Слава Адыгеи», звания «Заслуженный деятель науки Республики Адыгея»

Из воспоминаний об Александре Короховиче Ячикове

Рашид Думаличевич Хунагов,
ректор АГУ 1995-2018,

доктор социологических наук, профессор,
директор НИИ КП АГУ

Из выступления на открытии мемориальной доски на доме, где жил А.К.Ячиков, 30.09.2010 г.

Александр Корохович был ректором в годы, когда произошли самые существенные изменения, приращение всего того, без чего вуз не может существовать – здания, новые специальности, факультеты, научные исследования. Сложные задачи и большие цели он претворял в жизнь с присущей ему хваткой, энергией, внутренней силой, не останавливался, всегда шёл вперед. Но еще важнее то, что при Александре Короховиче сформировался очень деятельный, профессиональный, творческий, очень солидный кадровый потенциал.

Университет своим развитием и стремлением добиться новых результатов, отдаёт должное тем усилиям, которые он прилагал, ведь всё взаимосвязано, не появляется из ничего. Объективная данность состоит в том, что вуз — это живой организм, он имеет свое лицо. И университет идёт в том направлении, которое он задал, впитывая новое и уважая традиции.

Александр Корохович умел увидеть в человеке талант, способность к работе. Человек необыкновенно одарённый, сильный, прошедший войну, он любил жизнь, любил университет. Его сложно было встретить в унынии, он был общительным, мог заразительно смеяться, любил шутить, мог станцевать.

Мы помним все то, что он сделал, его дела продолжаются, и он среди нас, в наших душах, в наших сердцах.


Ангелина Владимировна Шаханова,
выпускница АГПИ, заведующая кафедрой
физиологии, доктор биологических наук, профессор,
проректор АГУ по научной работе 1998-2018 гг.

Александр Корохович Ячиков был яркой личностью, талантливым организатором. Он вырос в социалистической эпохе и говорил на её языке. Являясь ректором на протяжении почти четверти века, он всегда осознавал себя ответственным за судьбу вуза, каждого его сотрудника, каждого студента. Им многое сделано для улучшения качества жизни, как преподавателей, так и студентов. А.К. Ячиков был человеком слова и дела, никогда не достигал удовлетворённого компромисса между НЕТ и ДА - это было всегда однозначное ДА или НЕТ! Пройдя войну политруком, имея боевые ранения и орден Красной Звезды, он был свободен от страха, умел говорить правду откровенно и смело, проявлять твёрдость духа. С теми, кто не справлялся с работой, говорил жёстко, искренне и коротко.

Он в своей жизни всегда что-то отстаивал. Никогда не поддавался силе, очевидно превосходящей его по административной мощи. За время ректорства он мог менять правила, но принципы руководства для него были непоколебимы: он зарекомендовал себя руководителем, гибко сочетающим концентрацию личной власти и коллегиальность управления, умеющим находить и ценить умных соратников, относиться к людям с симпатией и мудростью. При решении принципиальных вопросов был требовательным и стойким, если это противоречило чести и здравому смыслу.

Начиная с 1967 года, когда я стала студенткой факультета естествознания, и на протяжении многих лет, я имела возможность не только наблюдать, но и непосредственно испытывать влияние А.К. Ячикова на процесс развития вуза. Он выстроил новый образ жизни педагогического института, в конструкцию которого входило развитие ресурсной и интеллектуальной базы, образовательной и научной среды, изменение учебной и социальной инфраструктуры. Было открыто шесть новых факультетов, приглашены для работы высококвалифицированные специалисты из ведущих вузов страны, предоставлены широкие возможности для профессионального, научного и творческого роста преподавателей и студентов. На базе центральных вузов и научных учреждений страны шла подготовка через аспирантуру собственных национальных научно-педагогических кадров. Я помню, как в конце 60-х годов красивая, яркая, талантливая, дерзкая и амбициозная плеяда молодых ученых вернулась на работу в вуз, составив на долгие годы базовую основу его интеллектуального потенциала. С их возвращением научно-образовательная, просвещенческая и культурная жизнь института и региона приобрела новый ракурс развития. Памятной вехой стал 1970 год, когда по итогам соревнования педагогических вузов Министерства просвещения РСФСР за лучшую организацию образовательной деятельности, развитие культуры, быта и отдыха студентов, АГПИ занял первое место и для вручения переходящего Красного знамени приехал первый заместитель Министра А. Забродин. Лично для меня это был достаточно волнительный и запомнившийся на всю жизнь день. При вручении Александру Короховичу Красного знамени было поручено произнести на торжественном собрании в актовом зале от преподавателей и студентов благодарственную речь за столь высокую оценку деятельности вуза проф. К.И. Бузарову, секретарю парторганизации факультета естествознания, и мне, студентке 3 курса факультета естествознания, поскольку наш факультет занял первое место по итогам внутривузовского соревнования.

Характер у Александра Короховича был таков, что для него успех - это ещё не точка, неудачи — это ещё не конец, а лишь путь к саморазвитию! Он всегда шагал вместе с коллективом только вперёд. АГПИ многократно входил в число победителей. Однако он не только азартно работал, но также азартно танцевал лезгинку на праздничных мероприятиях, азартно вместе со всем институтом болел в спортивном зале за наших прославленных дзюдоистов и самбистов, никогда не пропустил ни одного праздничного вечера и концерта в актовом зале института и ревностно следил, чтобы каждый из нас был в этот момент с ним вместе в зале.

И сегодня, когда уже нет рядом с нами Александра Короховича, его имя, его дела, всё созданное и построенное им, вызывают глубокое уважение. Он был глубоко почитаем как в самом вузе, так и вне его. Уже учась в аспирантуре, мне пришлось по его просьбе занести документы в Министерство просвещения РСФСР. Сколько тёплых слов было сказано сотрудниками в адрес института, лично Ячикова. Он умел завоёвывать симпатии людей!

Это был значимый человек в судьбе многих, в том числе и в судьбе моих родителей, в моей личной судьбе. Его имя в нашей семье всегда произносилось с большим пиететом! Когда он был первым секретарем Обкома комсомола, мои родители под его непосредственным руководством трудились в Кошехабльском райкоме комсомола. После окончания мною института именно он настоял, чтобы я осталась работать на факультете естествознания, хотя у меня были абсолютно другие планы. Он был категорически против всех региональных аспирантур, которые мне предлагались, лично сам добился для меня места в аспирантуру в Москве при НИИ возрастной физиологии АПН СССР (сейчас это РАО), за что я ему безмерно благодарна. Фактически это Александр Корохович сделал так, что университет стал моей судьбой! И для меня он — образ мудрой целесообразности. Хочется закончить это посвящение памяти Александра Короховича словами И. Гёте:

«Пусть длятся древние боренья!
Возникновения, измененья –
Лишь нам порой не уследить,
Повсюду вечность шевелится
и всё к небытию стремится,
чтоб к бытию причастным быть».

Александр Корохович Ячиков был, есть и будет в памяти Адыгейского государственного университета!


Вячеслав Измайлович Паранук,
кандидат физико-математических наук, доцент,
в 70-е годы – заведующий кафедрой
алгебры и геометрии, выпускник АГПИ 1961 г.,
проректор АГУ с 1986 по 2009 гг.

Александр Корохович Ячиков во всём был такой – четкий, правильный, не знающий сомнений. Обдумывал — и сразу решал, а возражений не принимал. Ему мог возразить только Амин Туов, тоже ветеран войны, проректор, очень авторитетный человек в институте.

Девизом А.К. Ячикова были слова, которые он часто повторял: «Надо смотреть вперёд и улучшать работу!». Долгие годы работы в партийном аппарате выработали у него такой стиль руководства — авторитарный. Но в тех условиях он был единственно возможным и эффективным для решения многочисленных проблем и успешного развития вуза. И вот что удивительно: инвалид первой группы, человек, лишенный обеих ступней, он успевал везде и всюду. Особенно часто он бывал на многочисленных стройках, которые широко развернулись в АГПИ в те годы. При нем был закольцован университетский корпус. Из флигеля с отростками на улице Советской под его руководством вырос нынешний главный корпус. При нём было построены два общежития по ул. Первомайской и ул. Жуковского, девятиэтажный корпус в Черёмушках.

Александр Корохович вёл философию, и студенты запомнили, как он признавался на лекциях: «Мне нравится звук кирпича!»…

По Ячикову можно было сверять часы. Совещания начинались ни минутой раньше, ни минутой позже, мог довольно жёстко сделать замечания опаздывающим, любил четкость и пунктуальность в людях.

Именно в бытность его руководства наш институт высоко зарекомендовал себя в Советском Союзе, о чём свидетельствуют многочисленные Красные знамена, которыми в те годы было принято награждать лучшие коллективы.


Учужук Масхудович Панеш,
выпускник АГПИ 1968 года,
Декан филологического факультета,
доктор филологических наук, профессор 

А.К. Ячиков начал свою деятельность в главном вузе Адыгеи в самом начале 60-х, в интересное время «оттепели». Это время известных перемен! Это время начала свободного мышления, свободного творчества.

За плечами у него были участие в войне, опыт партийно-административной работы. Было также добротное философское образование. Были лидерские качества и незаурядные организаторские способности. Он был сильной личностью и стал непререкаемым авторитетом. Он быстро разобрался во всем, взял на себя ответственность и добился высоких результатов. Взялся за материальную базу. Строились учебные корпуса, общежития, спортивные комплексы. Создавались кабинеты, лаборатории. Проводилась работа по обновлению кадров. Выросло новое поколение университетских учёных, преподавателей. При нем совершенствуется структура института. Появляются новые факультеты, кафедры. Формируются образовательные программы и улучшается качество учебного процесса.

Вся деятельность оказывается связанной работой, интегрированной в научно-образовательное пространство Юга России. Результатом стала подготовка широко образованной личности, способной трудиться в разных сферах жизни и решать самые сложные гуманитарные задачи. Словом, Ячиков пришёл в учительский институт и оставил после себя Адыгейский государственный педагогический институт, ставший лидером педагогического образования в России.

Ячиков был требователен. Иногда авторитарен, но этого требовала жизнь. Зато мог слушать и слышал. Бывало и признавал ошибку. Отступал и принимал другое решение.

Я был его младшим другом. Первая встреча была, когда я учился на последнем курсе. Он предложил идти в аспирантуру по философии. Я сказал, что сделал выбор — идти на филологию. Он после паузы ответил: «Это очень важно. Важно, что выбор идёт от тебя, что выбор направления деятельности важнее, чем даже женитьба, жениться можно второй раз, а здесь ошибаться нельзя!». Это запомнилось навсегда.


Ближайшие события

Интеллектуальная онлайн-игра «Зачёт»
Интеллектуальная онлайн-игра «Зачёт»
9 июля в рамках Всероссийского студенческого выпускного – 2021 пройдёт интеллектуальная онлайн-игра «Зачёт», которая определит самую эрудированную команду выпускников 2021 года.