Top.Mail.Ru

карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет

Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Мария Паатова: «Надо формировать у ребенка понимание личного благополучия»

Наука Интервью

паатова.jpg

Концепция по работе с девиантными подростками в учреждениях закрытого типа, разработанная доктором педагогических наук Адыгейского госуниверситета Марией Паатовой, больше десяти лет с успехом используется на практике и дает положительные результаты. Как детям, однажды нарушившим закон, изменить мышление и взгляды на мир? О поведенческих мотивах и проблемах трудных подростков, и об эффективном методе их решения - интервью с автором концепции.

Мария Эдуардовна, расскажите о своих научных исследованиях.

— В результате исследований, которые ведутся мной с 2003 года, разработана и апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков в спецучреждениях закрытого типа. В такие учреждения на срок от одного до трех лет направляются дети с 11 до 18 лет, оказавшиеся в несовершеннолетнем возрасте за гранью закона. Если говорить о реабилитации трудных детей, до моего исследования никто не ставил целью формирование такого важного личностного качества, как жизнеспособность. Это готовность подростка не только к профессиональному или личностному, но и в целом к жизненному самоопределению, к проявлению социально-личностной жизнеспособности после выхода из специализированного учреждения.

Какая организация выступила в качестве экспериментальной группы в ваших исследованиях?

— Педагогический эксперимент начался в 2007 году на базе Майкопского специального учебно-воспитательного учреждения для детей закрытого типа, которое располагается в селе Новосевастопольском Красногвардейского района Адыгеи. Там проходят реабилитацию мальчики, большинство из которых были пойманы на воровстве. Мы предложили спецучилищу организовать учебный и воспитательный процессы так, чтобы у детей формировался личностный ресурс, который в дальнейшем поможет им противостоять факторам повторной преступности, не прибегать к привычным поведенческим стратегиям. Для этого, педагоги, к примеру, «проигрывают» с детьми реабилитационно-воспитательные ситуации, взятые из жизни, с которыми ребенок сталкивался не раз.

Одна из таких: «Ты очень голоден. Пришел в магазин, но денег на еду не хватает. Что будешь делать: украдешь, попросишь у близких или людей, которые тебя окружают?». Главная идея концепции — формирование у ребенка понимания того что его личное благополучие, не может идти вразрез с законом и общественной моралью. Конечно, подросток с большим «грузом» асоциального прошлого способен схитрить, среагировать именно так, как ждут от него взрослые. Однако, как показывает практика, опытный педагог способен правильно понять мотивы действий ребенка и помочь ему найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Эксперимент дал положительные результаты, но, прежде чем в 2012 году внедрить концепцию в работу, все сотрудники Майкопского спецучреждения: воспитатели, учителя-предметники, социальные педагоги и психологи — прошли курсы повышения квалификации.

Всего в эксперименте приняли участие больше 500 подростков. Кроме Майкопского спецучилища участвовали учреждения закрытого типа Тульской, Свердловской и Калининградской областей. В нашей стране всего двадцать спецучреждений подобного рода, из них семнадцать для мальчиков и три для девочек.

Вы используете одинаковые педагогические приемы в работе с девиантными мальчиками и девочками?

— В работе с подростками прежде всего необходим гендерный подход. Те методы, которые работают с мальчиками, с девочками, в силу их повышенной эмоциональности, особенностей развития и еще целого ряда гендерных признаков, абсолютно неэффективны. Как правило, к одиннадцати годам девочки уже достаточно подкованы в сферах социальных рисков. Еще Макаренко писал, что девочек, ступивших на асоциальный путь, реабилитировать практически невозможно. У меня есть опыт организации семинара для сотрудников женского Куртамышского спецучреждения Курганской области.

В рамках семинара мы с воспитателями разбирали такую ситуацию, когда дежурная по комнате не вымыла пол. Но на вопрос воспитателя, почему она этого не сделала, стала, нервничая, утверждать, что пол она мыла. Как вести себя в этой ситуации воспитателю? Ответ — взять тряпку и помыть пол самостоятельно, со словами примерно такого содержания: «даже если вдруг произошло недоразумение, и ты действительно вымыла пол, а я тебя прошу сделать это повторно, что здесь такого? Это наша женская обязанность». Таким образом показать на собственном примере, что здесь нет ничего зазорного. У мальчиков такие ситуации — редкость, они умеют подчиняться. С детьми же, воспитываемыми в нормальных семьях, зачастую наоборот — с мальчиками чаще возникают проблемы, особенно в пубертатный период, девочки более дисциплинированные.

— Расскажите о результатах использования Вашей концепции в работе с девиантными детьми в Майкопском спецучилище.

— В процессе реализации концепции мы получили пролонгированные результаты постинтернатной адаптации воспитанников — уровень рецидивной преступности с 2015 года снизился с 18 до 2%. Конечно же, это комплексная работа всего учреждения. Большое счастье, что руководство организации открыто к инновациям и что именно это спецучреждение выступило как экспериментальная база.

У девиантного поведения есть и обратная сторона медали — гениальность. Какого подхода требуют талантливые дети?

— В системе российского образования существует так называемый «треугольник». К его «углам» относятся дети, выходящие за рамки принятой нормы. Кроме детей, находящихся в конфликте с законом, сюда можно включить детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных. Остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, особенно если учитывать, что суицид в этой группе на 20% превышает те же показатели среди детей-инвалидов и правонарушителей. Можно с уверенностью утверждать, что вопрос создания благоприятных условий социализации именно талантливых детей актуален и открыт.

Нужно отметить, что в нашей республике создаются уникальные условия по работе с одаренными детьми. Это и многолетний опыт Республиканской естественно-математической школы, и недавно открывшийся Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея», созданный по модели сочинского Образовательного центра «Сириус».

— Над чем Вы работаете сейчас?

— Обрабатываю колоссальный опыт и знания, полученные в процессе изучения жизнеспособности подростков с девиантным поведением, в том числе и для своего нового исследования, связанного с детьми, поведение которых не отклоняется от нормы. Творческий коллектив Института психологии Российской академии наук, в составе которого я работаю, выиграл грант на исследования социально-психологических ресурсов жизнеспособности человека в условиях неопределенности. В рамках гранта сейчас и работаю над технологией формирования жизнеспособности детей и подростков, обучающихся в различных типах и видах образовательных организаций.

При подготовке публикации были использованы материалы интернет-ресурса "Советская Адыгея онлайн".

Ближайшие события

Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
18 - 21 июля
Кадровая школа «Ход в Будущее» для молодежи Адыгеи и Абхазии
С 18 по 21 июля 2025 года на базе Адыгейского государственного университета пройдет Кадровая школа «Ход в Будущее», организованная Сообществом студентов Республики Адыгея «Твой ход» при поддержке Комитета по делам молодежи Адыгеи и Государственного комитета по делам молодежи и спорту Республики Абхазия.
Летний методологический университет 2025
14-20 августа
Летний методологический университет 2025
С 14 августа по 20 августа 2025 года на учебной базе Адыгейского государственного университета «Горная легенда» будет организована работа Летнего методологического университета.
Большая математическая мастерская 2025
8-19 июля
Большая математическая мастерская 2025
Адыгейский государственный университет в этом году снова станет одной из площадок Большой математической мастерской. На базе нашего вуза она пройдет с 8 по 19 июля. Проект реализуется в рамках программы развития АГУ «Приоритет-2030», которая в этом году перезапущена с фокусом на достижение технологического лидерства.
Код будущего
Код будущего
Приглашаем учеников 8-11 классов бесплатно обучиться современным языкам программирования на курсах на базе образовательной площадки Адыгейского государственного университета.
Science Slam
Science Slam
Не знаете, как выступить перед публикой со своей темой?

Думаете, что она слишком сложная и никому не будет интересна?

Тогда Вам на помощь придёт Science Slam!

Science Slam – это новое модное направление популяризации науки – битва ученых.