Полезная информация
Практики
Блок I
Организация обучения
"Инновационный дайвинг": практика вовлечения молодежи в инновационную деятельность
Уральский федеральный университет
Система вовлечения школьников, студентов, молодых ученых и профессорско-преподавательский состав вузов в социальные инновации и социальное предпринимательство, развитие компетенций в проекте "Инновационный дайвинг": методика и рабочая тетрадь по разработке и развитию молодежных идей.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/706
Самостоятельная запись видеолекции
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Руководство для преподавателей по самостоятельной записи скринкаста - экрана компьютера с презентацией, конспектом etc.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/704
Требования к выпускной квалификационной работе студента
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Правила подготовки, порядок выполнения, оформление и критерии оценки защиты - на примере регламента ВКР образовательной программы бакалавриата "Программная инженерия" НИУ ВШЭ.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/702
Правила составления экзаменационных тестов
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Требования к материалам при составлении тестовых заданий разных форм для университетских экзаменов и зачетов.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/694
Центр практической подготовки студентов
Уральский федеральный университет
Совместный проект университета по созданию учебного центра для практических занятий со студентами старших курсов и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленных предприятий и компаний - Образцовая фабрика бережливого производства. На Образцовой фабрике моделируется процесс производства продукции и оказания услуг, условия которого приближены к реальным. Прикладное обучение позволяет наиболее эффективно передавать навыки и методы бережливого производства, повышающие эффективность производственных и управленческих процессов, производительность труда.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/692
Создание курса для Coursera
Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ
Общая информация и требования к материалу для преподавателей при разработке электронного учебного курса для образовательной платформы Coursera.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/688
Запись образовательного подкаста
Университет ИТМО
Практика самостоятельной записи преподавателем обучающих аудиоматериалов - от общих рекомендаций до выбора микрофона и программы-редактора.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/684
Skype для дистанционной работы и обучения
Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ
Использование приложения Skype для обучения и работы в дистанте: инструкции для преподавателей, студентов и сотрудников.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/680
Sutory: сервис организации учебных материалов для преподавателя
Университет ИТМО
Руководство по использованию электронного сервиса, в котором на вертикальную временную линию "нанизываются" информационные материалы или выполненные задания. Sutori задуман как сервис для организации материалов преподавателем или коллективной работы студентов в интерактивной тетради с возможностью вставки аудио, видео, форумов, опросов etc.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/671
Кейсы проведения экзаменов для дистанционной сессии
Университет ИТМО
Практика проведения экзаменов в дистанционном формате: устного по билетам и письменного - при помощи онлайн-тестирования.
https://globaluni.mipt.ru/lab/practices/669
Взаимодействие университета с работодателями в области образования
Кейс о проектировани, организации и особенностях учебного процесса университета в комплексном взаимодействии вуза с ГК «Росатом».
https://globaluni.mipt.ru/lab/news/636
Университетская программа переподготовки для управленческих команд городов
Опыт университета в профессиональной переподготовке городских управленческих команд муниципалитетов с учетом вызовов цифровой экономики.
https://globaluni.mipt.ru/lab/news/644
Онлайн-курсы как способ повышения качества контента и эффективности дистанционного обучения
Уральский федеральный университет
Организационно-финансовая модель использования онлайн-курсов в образовательных программах университета.
Выбор индивидуальной образовательной траектории
Уральский федеральный университет
Университетский проект по предоставлению студентам широких возможностей выбора индивидуальной образовательной траектории.
Особенности организации проектного обучения в УрФУ
Уральский федеральный университет
Особенности организации проектного обучения, которое включено в учебный план с первого курса всех образовательных программ, наличие трех типов проектов по уровню сложности и степени включенности в них студентов, возможности формирования междисциплинарных команд для выполнения проектов, сопровождающих процесс проектного обучения информационных цифровых сервисах и вовлечении партнеров.
Платформа для образовательных решений и обучающего контента
Томский государственный университет
Новый подход к построению и управлению гибкой образовательной траекторией студента.
Чат-бот как инструмент выбора ИОТ
Тюменский государственный университет
Возможности чат-бота в качестве инструмента для выбора студентом индивидуальной траектории - практический кейс на примере физкультуры.
Модель и цифровая платформа проектного обучения
НИУ ВШЭ
Базовые принципы организации проектной деятельности, технология, методика и результаты ее внедрения в университете.
Введение трека технологического предпринимательства
Тюменский государственный университет
Развитие предпринимательских компетенций в вузе: от отдельных дисциплин в образовательном пространстве до стажировок в престижных компаниях. Бизнес-акселератор, созданный в ТюмГУ, осуществляет поддержку молодежных проектов через подготовку команд к грантовым конкурсам и инвестиционным раундам, акселерирование и постакселерационное сопровождение. Кроме того, задачей бизнес-акселератора является поддержка научно-инновационной и интеллектуально-технологической деятельности студентов университета.
Конструирование ИОТ: доли core и elective в учебной программе
Тюменский государственный университет
Гибкий образовательный процесс в университете, принципы и правила конструирования ИОТ на примере состава и формирования core и elective частей учебной программы.
Акселерационные программы развития предпринимательства
Университет ИТМО
Практика развития предпринимательства в университете по нескольким направлениям: взаимодействие с индустриальными партнерами, программы по предпринимательству, корпоративные лаборатории, организация хакатонов и образовательная платформа online.
Университетская программа переподготовки для управленческих команд городов
Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ
Опыт университета в профессиональной переподготовке городских управленческих команд муниципалитетов с учетом вызовов цифровой экономики.
Взаимодействие университета с работодателями в области образования
Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ
Кейс о проектировани, организации и особенностях учебного процесса университета в комплексном взаимодействии вуза с ГК «Росатом» в целях кадрового обеспечения стратегии развития ядерной отрасли.
Дистанционные лабораторные практикумы в виртуальной среде
В Томском политехническом университете есть образовательные ресурсы, обеспечивающие тренировку студента в виртуальной модели — будь то цех рудоподготовки, томографическая лабораторная, геологический полигон или ядерный реактор.
https://portal.tpu.ru/ceor/im_sr
Онлайн-платформа по обучению иностранному языку
Томский государственный университет
Технологическая и методическая характеристика онлайн-платформы по обучению иностранному языку c использованием элементов смешанного обучения.
Платформа по программированию CodeHedgehog
Томский государственный университет
Система для преподавания предметов по разработке программ и алгоритмов на разных языках программирования.
Цифровой репетитор по математике
Томский государственный университет
Онлайн-платформа адаптивного обучения математике – цифровое решение проблемы.
Современные решения для организации смешанного обучения
Томский государственный университет
Интеграция дистанционных слушателей в очный образовательный процесс при помощи платформы, позволяющей комбинировать онлайн и офлайн обучение студентов в одной аудитории.
Перспективные направления трансформации высшего образования: soft skills в инновационном технологическом университете
НИТУ "МИСиС"
Офис академического письма и международная программа смешанного обучения "Professional Communication for Engineering Managers".
Система развития педагогического мастерства в НИТУ "МИСиС"
Трансформация образования в НИТУ "МИСиС": смешанное обучение, онлайн-обучение, адаптивное обучение, проектное обучение и обучение, основанное на исследованиях. Работа с преподавателями, повышение квалификации, педагогический дизайн в цифровой среде.
Индивидуальная образовательная траектория студента – элементы модели: от каталога курсов до выбора курсов в личном кабинете.
НИТУ "МИСиС"
Создание учебного плана, конструктор индивидуальных траекторий, конструктор расписания, процессная модель реализации ИОТ, работа со специализированным ПО, система оценивания.
Инновационное структурное подразделение университета Студенческий офис – многофункциональный центр сервисов по вопросам обучения НИТУ "МИСиС"
Ключевые направления деятельности, этапы организации структурного подразделения, организация взаимодействия с учащимися, сопровождение образовательной деятельности, организация социальной поддержки и материальной помощи, процессы платного обучения и кадрового сопровождения обучающихся, деятельность психологической службы, управление качеством и итоги реализации проекта.
Система прокторинга «ITMOproctor»
Университет ИТМО
О системе прокторинга для контроля и подтверждения в ходе проведения различных учебных состязаний и испытаний в дистанционном формате, разработанной в университете ИТМО.
«OMV-прокторинг»: интеллектуальная платформа видеонаблюдения
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Поиски разработка собственной системы прокторинга в СПбПУ - с учетом индивидуальных требований и возможностей, специфики и масштабах университета.
Блок II
Кадровая политика университетов
Новая система расчета нагрузки преподавателя
Тюменский государственный университет
При переходе на новую образовательную модель в ТюмГУ поменялась и логика расчета нагрузки ППС: теперь она считается в кредитах. В университете сформировано понимание «кредит», как происходит расчет нагрузки, какие виды учебной работы включены в кредит, как за 2 недели полностью рассчитать нагрузку преподавателей.
Система управления основными образовательными программами в университете
Уральский федеральный университет
Практический кейс по трансформации системы управления образовательными программами в университете, суть которой в изменении роли кафедр в университете с акцентом на методическую и появление новых ролей в управлении образовательными программами – руководитель образовательной программы и совет образовательной программы.
Проект «Пара на диване»
Томский государственный университет
Практический кейс о новых возможностях и особенностях повышения квалификации преподавателей в условиях смешанного обучения.
Система развития педагогического мастерства в НИТУ "МИСиС"
Трансформация образования в НИТУ "МИСиС": смешанное обучение, онлайн-обучение, адаптивное обучение, проектное обучение и обучение, основанное на исследованиях. Работа с преподавателями, повышение квалификации, педагогический дизайн в цифровой среде.
https://lab.globaluni.ru/upload/keep_learning/from_bitrix/b7c/b7c986b0d6fa32802e41c3f0c5bf832b.pdf
Студенческая оценка преподавания
НИУ ВШЭ
Студенческая оценка преподавания и выборы лучших как элементы системы контроля и вознаграждения преподавательского труда.
https://lab.globaluni.ru/upload/keep_learning/from_bitrix/b5b/b5bdb5c3d631b56d6ac620d94bcc4787.pdf
Конкурс преподавателей: от формального к реальному
НИУ ВШЭ
Механизм развития конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава в университете.
Консорциумы в Программе стратегического академического лидерства
Департамент проектной деятельности Минобрнауки РФ
Цели и особенности создания объединений университетов с другими организациями для координации деятельности и консолидации ресурсов при реализации проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны.
Оценка публикационной активности: автоматизированный подход
НИУ ВШЭ
Реализован внутренний программный продукт, который позволяет на основе базы данных о публикациях сотрудников проводить в режиме реального времени оценку публикационной активности каждого работника университета.
Изменения в программе академических надбавок
НИУ ВШЭ
Система академических надбавок в университете, особенности, структура и нововведения 2021 года.
Базовый стандарт профессиональных компетенций работников вуза
НИУ ВШЭ
В университете утвержден «Базовый стандарт профессиональных компетенций работников НИУ ВШЭ», представляющий собой совокупность минимально необходимых компетенций, деловых качеств, знаний и навыков, которыми должен обладать каждый работник университета вне зависимости от его должности или возложенных на него должностных обязанностей.
Студенческая оценка преподавания
НИУ ВШЭ
Студенческая оценка преподавания и выборы лучших как элементы системы контроля и вознаграждения преподавательского труда.
IV Всероссийская конференция «Практики управления вовлеченностью»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Поиск новых возможностей для развития человеческого потенциала и условий для его капитализации всегда был и остается приоритетным для академического сообщества.
Современные университеты, не снимая с себя традиционных функций рождения и передачи фундаментальных знаний, все больше открываются внешним задачам, направленным на решение проблем современности. Как в ситуации нового осмысления своего предназначения и активной трансформации университетских моделей меняется их кадровая политика? Какие нематериальные и материальные стимулы позволяют сегодня активно вовлекать сотрудников и партнеров в меняющиеся формы и виды профессиональной деятельности? Почему важно не «шлифовать» коллег под новые задачи, а включить их в формирование актуальной университетской повестки, принятие совместных решений и создание самых разных инновационных практик? Какие условия позволяют преподавателям заниматься наукой, а ученым быть заинтересованными в работе со студентами? Как работать с новым поколением студентов и видеть в них будущих партнеров? Какие подходы и практики позволяют поддерживать инициативы и формировать в университете сообщество увлеченных своим делом профессионалов?