карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 372. 854

ББК 74

Ц 59

Цикуниб А.Д.

 ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г.Майкоп

 

Студенческие научно-исследовательские коллективы как эффективная площадка формирования исследовательских, здоровьесберегающих компетенций и навыков проектной деятельности у будущих учителей химии

Аннотация. На примере студенческого научно-исследовательского коллектива «Нутрициолог» рассмотрен инновационный подход к комплексному формированию исследовательских и здоровьесберегающих компетенций, а также навыков проектной деятельности у студентов, в том числе будущих учителей химии.

Ключевые слова: студенческие научно-исследовательские коллективы, проектная деятельность, здоровьесберегающие компетенции.

Tsikunib A. D.

Adyghe State University, Maykop

Student research team as an effective platform for forming research and health-saving competencies, and project activity skills in future chemistry teachers

Annotation. Using the example of the student research team “Nutriciologist”, an innovative approach to the integrated formation of research and health-preserving competencies, as well as project activity skills of students, including future chemistry teachers.

Key words: student research teams, project activities, health-preserving competencies.

В рамках требований образовательных стандартов нового поколения перед школой ставится задача формирования у школьников как предметных, так и исследовательских компетенций, а также навыков проектной деятельности [1-3], что в свою очередь повышает требования к качеству подготовки будущих учителей [4-6]. С другой стороны, базовым концептом в системе как среднего, так и высшего образования становится здоровьесбережение молодого поколения, являющееся важнейшей государственной задачей [7]. Важным компонентом здоровьесбережения является питание, нарушение которого оказывает существенное влияние не только на физическое здоровье, но и умственное, психическое и духовно-нравственное и снижает умственную работоспособность, интеллект и память [7,8]. Формирование культуры здоровья обучающихся на современном этапе, в особенности формирование культуры здорового питания, требует свежего взгляда на имеющиеся проблемы и инновационного подхода в реализации профилактической работы в образовательных организациях [9, 10]. Следует отметить, что низкий уровень имиджа науки и исследовательских компетенций у студентов выступает сдерживающим фактором в инновационном развитии России, в связи с чем Стратегия научно-технологического развития РФ [11], предполагает развитие современных форм научно-технического творчества молодежи, формирование конкурентно-способных коллективов, объединяющих студентов и исследователей.

Цель настоящего исследования: обоснование эффективности студенческих научно-исследовательских коллективов в формировании исследовательских компетенций и навыков проектной деятельности у будущих учителей химии на основе анализа деятельности студенческого научно-исследовательского коллектива «Нутрициолог", созданного на базе лаборатории нутрициологии, экологии и биотехнологии НИИ КП АГУ и кафедры химии СНИК «Нутрициолог».

Результаты и их обсуждение. Основанием для создания в 2013 г на базе лаборатории нутрициологии, экологии и биотехнологии НИИ КП АГУ и кафедры химии СНИК «Нутрициолог» послужил поиск эффективных форм в решении важнейших проблем и стратегических вызовов системе высшего образования на современном этапе.

На первом этапе были определены основные направления деятельности СНИК «Нутрициолог»:

- формирование исследовательских компетенций у студентов и школьников путем организация коллективной исследовательской деятельности бакалавров направления подготовки педагогическое образование, профили Химия и Биология, магистрантов в рамках магистерской программы «Биохимия и молекулярная биология» и школьников, вовлеченных в СНИК «Нутрициолог», по разработке актуальных проблем биохимии, нутрициологии и экологии;

- реализация научно-исследовательских проектов (грантов) и инициативных научно-исследовательских работ в области биохимии, нутрициологии и экологии с использованием качественных и количественных методов исследования;

-формирование у студентов умений и навыков работы с современным аналитическим оборудованием;

- обеспечение единства научно-образовательного пространства университета с использованием материально-технической базы учебных лабораторий кафедры химии и лаборатории нутрициологии и экологии НИИ КП АГУ;

- пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры здорового питания у студентов и школьников;

- повышение публикационной активности студентов.

Инновационный подход в формировании СНИК «Нутрициолог» заключается в комплексном формировании исследовательских компетенций, навыков проектной деятельности и здоровьесберегающих компетенций обучающихся, в том числе на основе взаимодействия ВУЗ-школа в рамках формирования культуры здорового питания и нутрициологических знаний, популяризации в студенческой среде здорового образа жизни, снижении риска развития социально-значимых заболеваний.

С 2014 по 2023 год в деятельность СНИК «Нутрициолог» было привлечено 105 студентов, из них 80 бакалавров и 25 магистрантов, а также 25 школьников – участников кружка «Юный нутрициолог», созданного при СНИК «Нутрициолог».

За этот период реализовано   четыре научно-исследовательских проектов (грантов):

- Грант министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы развития студенческих объединений АГУ «Студенческий потенциал - единству и инновационному развитию России» в 2015 г -2016. 

- Грант министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы развития студенческих объединений АГУ «Креативные, дерзкие и молодые в движении к будущему России» 2016-2017г.

- Грант ФГБОУ ВО АГУ для реализации научных проектов СНИКами «Исследование содержания фосфорорганических соединений в плодоовощной продукции, представленной в рационе питания различных групп населения республики Адыгея, и разработка рекомендаций по снижению риска их воздействия на организм» в 2021-2022 г.

Выигран и реализуется грант ФГБОУ ВО АГУ для реализации научных проектов СНИКами «Обоснование ферментных маркеров качества пищевой продукции и разработка экспресс-методов их определения (на примере альфа амилазы и полифенолоксидазы)» за 2023-2024 г.

В рамках научной тематики лаборатории нутрициологии, экологии и биотехнологии НИИ КП АГУ членами СНИК «Нутрициолог» под руководством сотрудников лаборатории реализовано 27 инициативных научно-исследовательских проектов как индивидуальных, так и групповых по определению содержания макро-и микронутриентов, пестицидов и тяжелых металлов в пищевых продуктах, в том числе традиционных продуктах адыгской кухни.

В рамках реализации направления деятельности по формированию культуры здорового питания обучающихся с участием членов СНИК «Нутрициоло» проведены комплекс интерактивных мероприятий, ставших ежегодными: тематические круглые столы «Витамины - основа здоровья» и «Химия на столе»; мастер-классы по нутрициологии;  акция  "XXI век без йоддефицита"; Дни здорового питания: «Здоровье в стакане молока», посвященный Всемирному дню молока, «День Кавказской кухни», приуроченный к Дню республики Адыгея,  «День без добавленной сахарозы» в рамках Дня борьбы с ожирениеморганизован межрегиональный конкурс научных работ «Студенческое меню».

Члены СНИК принимают активное участие во всероссийских и международных мероприятиях, в том числе региональном конкурсе инновационных проектов «Здоровьесберегающие технологии в условиях горного и прибрежного туристских кластеров», проходившем в Сочинском государственном университете с командным проектом «День здорового питания – эффективная интерактивная технология в формировании здоровьесберегающих компетенций обучающихся» (получен диплом 1 степени); конкурсе научно- инновационных проектов молодых ученых Международного инновационного форума YOUNG ELPIT в рамках пятого Международного экологического конгресса YOUN GELPIT-2015 (получен диплом 1 степени).

На основе реализованных исследовательских проектов членами СНИК «Нутрициолог» подготовлено и издано научных статей: за 2014 год- 7; за 2015 год- 6; за 2016 год- 10, за 2017г – 9; за 2022г – 2; приняли участие в научных мероприятиях международного уровня -4, всероссийского- 2; организовано и проведено тематических круглых столов - 12; дней здорового питания-  8, тематических акций-5.

Выводы. Анализ деятельности СНИК «Нутрициолог» показывает, что студенческий научно-исследовательский коллектив может стать эффективной площадкой по вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, комплексному формированию исследовательских и здоровьесберегающих компетенций у обучающихся на основе взаимодействия ВУЗ-школа, а также популяризации в студенческой среде здорового образа жизни и снижению риска развития социально-значимых заболеваний.

 

Примечания

1.    Ефимова Л. П., Явгильдина З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема // Науковедение: Интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 2 (27). С. 133.

2.    Рамазанова Н. М. Проектная деятельность - особый вид исследовательской деятельности учащихся // Актуальные проблемы современного образования. 2008. № 7. С. 230-233.

3.    Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЛИНТА, 2014. 144 с.

4.    Демина Е. В., Панфилова Л. В. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности будущего учителя химии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. № 4. С. 848-851.

5.    Гулиянц С. Б. Использование метода проектов при обучении студентов педагогического вуза // Заочные электронные конференции. URL: http://econf.rae.ru/article/5112.

6.    Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С. 327.

7.    Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. Новосибирск : Сибпринт, 2013. 160 с.

8.    Шевчук О. Ф., Юрий Л. А. Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 326-327.

9.    Дюмина С. В., Брежнева Т. А. Условия эффективности деятельности образовательной организации по формированию культуры здорового питания как личностного результата образования // Известия ЮЗГУ. Сер.: Лингвистика и педагогика. 2016. № 1 (18). С. 134-140.

10.     Литовская Е. В. Использование метода проектов в формировании компетенций здоровьесбережения // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. № 4 (5). С. 480-483.

11.     О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. М., 2023.

_______________________________________________________________________________

Цикуниб Аминет Джахфаровна, доктор биологических наук, профессор,  заведующая кафедрой химии, заведующая лабораторией нутрициологии, экологии и биотехнологии Научно-исследовательского института комплексных проблем ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, Россия, Е-mail: cikunib58@mail.ruhttp://orcid.org/0000-0002-7491-0539

Tsikunib A.D., doctor of Biological Sciences, рrofessor, head of the Department of Natural Sciences of Chemistry of Adyghe State University, head of the Laboratory of Nutrition, Ecology and Biotechnology of Scientific Research Institute of complex Problems of Adyghe State University e-mail: cikunib58@mail.ru, ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7491-0539