карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УДК 372.854

 

Сенчакова И.Н.,

Фонтаний Д.С.

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия

 

Экологическое воспитание на уроках химии

Аннотация. В статье рассматривается важность экологического воспитания на уроках химии, как одного из способов формирования у учащихся бережного отношения к природе и окружающей среде. Авторы освещают основные методы и подходы к экологическому образованию, подчеркивая значимость информационных технологий.

Ключевые слова: экология, химия, парниковые газы, смог, водяной пар, метан.

 

Senchakova I.N.,

Fontaniy D.S.

Orel State University, Orel, Russia

 

Environmental education in chemistry lessons

Abstract. This article discusses the importance of environmental education in chemistry lessons, as one of the ways to develop in students a caring attitude towards nature and the environment. The authors highlight the main methods and approaches to environmental education, emphasizing the importance of information technology.

Keywords: экология, химия, парниковые газы, мог, водяной пар, метан.

В современном мире экологическое воспитание становится все более значимым. Быстрый темп развития науки и техники, с одной стороны, способствует улучшению качества жизни человека, но с другой - приводит к возникновению серьезных экологических проблем. Экологическое воспитание должно начинаться с детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Важную роль в этом процессе играют образовательные учреждения, в частности уроки химии. Начиная с первого класса, ученики уже обладают знанием о том, что осенью категорически запрещается сжигать листву: она горит с образованием вредных веществ; может навредить грызунам, норки которых могут располагаться неподалеку от источника пожара [1].

Тема экологического воспитания продолжается вплоть до завершения обучения в школе. В 10-11 классах для реализации задач экологического воспитания учитель на уроках химии, а также в рамках внеурочной деятельности может организовывать круглые столы и дискуссии для обсуждения важных проблем в области экологии. В качестве примера возможной тематики можно рассмотреть следующие вопросы.

Например, в 10 классе обучающиеся начинают новый раздел химии «Органическая химия». При изучении темы «Алканы», знакомясь с первым представителем гомологического ряда - метаном, учащиеся узнают, что этот газ является взрывоопасным, а также выделяется у коров в результате побочных пищеварительных процессов за счет метаногенной микрофлоры в рубце коров. Рубец – это первый отдел желудка жвачных животных (к которым относятся и коровы), где происходит брожение и разложение клетчатки под воздействием метаногенных бактерий. В процессе их жизнедеятельности выделяется метан [2]. Однако не стоит забывать, что метан входит в число парниковых газов, которые разрушают озоновый слой, а он, в свою очередь, представляет собой зону с высокой концентрацией озона. Тем самым метан, являясь одним из основных парниковых газов, может опосредованно влиять на климат и атмосферу Земли. Его воздействие на глобальное потепление значительно сильнее, чем у углекислого газа. Выбросы метана приводят к дополнительному нагреванию атмосферы и усугубляют климатические изменения [3].

Для снижения выбросов метана необходимо принимать меры по сокращению источников его образования, таких как животноводство, утилизация отходов, добыча и использование ископаемого топлива. Также важно разрабатывать и внедрять технологии улавливания и хранения метана, чтобы уменьшить его влияние на климат.

Помимо метана парниковым газом является водяной пар, который играет важную роль в атмосфере, поскольку он является основным источником облаков и осадков. Он также влияет на климат, регулируя температуру воздуха и создавая парниковый эффект. Однако избыток водяного пара может привести к усилению глобальных климатических изменений и повышению уровня моря, что может иметь серьезные последствия для экосистем и здоровья человека. Чтобы снизить влияние водяного пара на атмосферу, человечеству необходимо проводить особые мероприятия по сохранению лесов, которые играют ключевую роль в поглощении углекислого газа из атмосферы [4]. Парниковые газы играют негативную роль в разрушении озонового слоя. Они находятся на большой территории.

Другая категория веществ, влияющих на жизнедеятельность Земли – смог (может вызвать проблемы со здоровьем у людей, включая раздражение глаз, носа и горла, а также обострение астмы и других респираторных заболеваний). Известны два таких исторических случая: Лондонский смог - явление, которое возникает из-за загрязнения воздуха в Лондоне. Он образуется, когда в атмосфере скапливается большое количество вредных веществ, таких как дым, пыль и газы, которые могут вызвать проблемы со здоровьем у людей. Смог обычно возникает зимой и весной, когда температура воздуха низкая и ветры слабые. Это может привести к ухудшению видимости и затруднению дыхания. Лос-анджелесский смог - форма загрязнения воздуха, которая часто наблюдается в городе Лос-Анджелес, Калифорния, США. Он возникает из-за сочетания жаркой погоды, инверсионного слоя и выбросов транспортных средств и промышленных предприятий [5].

Помимо обсуждения предложенных проблем экологии, учитель может демонстрировать учащимся фильмы и видеоролики по рассматриваемой тематике в рамках отдельного фрагмента урока или отдельного занятия на элективных курсах.

Элементы экологического воспитания можно широко внедрять в научно-исследовательскую деятельность школьников при выполнении проектов, которые являются неотъемлемой частью школьного образования. Тематика работ в данном направлении может быть связана с измерением загрязнения воздуха, воды, почвы некоторых регионов своей области. Методическое обеспечение предложенных работ просто и доступно. Отсутствие пробоподготовки позволяет провести анализ в ограниченное время [6].

Формированию экологического мышления школьников также способствует решение задач экологической направленности как на уроках, так и в рамках элективных курсов. При решении задач такого рода они знакомятся с природоохранными мероприятиями на разных производствах, методами контроля, ПДК вредных веществ в окружающей среде, способами организации малоотходных и безотходных производств.

Экологическое воспитание на уроках химии играет важную роль в формировании у учащихся бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам. Использование таких методов и подходов как практические занятия, исследовательские проекты, внедрение информационных технологий, способствует развитию у учащихся экологической культуры и критического мышления. Экологическое образование помогает учащимся осознать влияние человеческой деятельности на окружающую среду и способствует выработке навыков принятия решений в области экологии и устойчивого развития.

Примечания

1.    Хаханина, Т. И.  Химия окружающей среды : учебник для академического бакалавриата / Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина, И. Н. Петухов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00029-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431145 (дата обращения: 08.11.2023).

2.    Химия окружающей среды : учеб, пособие / под ред. Т. И. Хаханиной. — М.: Высшее образование, 2009.

3.    Голдовская, Л. Ф. Химия окружающей среды : учеб, пособие для вузов. — М.: Мир, 2005.

4.    Тарко, А. М. Антропогенные изменения глобальных биосферных процессов. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005.

5.    Исидоров, В. А. Экологическая химия : учеб, пособие для вузов. — М.: Химиздат, 2001

6.    Э.Р. Оскотская, И.Н. Сенчакова, Э.Ю. Юшкова, А.В. Осипова Организация исследовательского эксперимента в условиях школьного научного общества // Материалы 56 Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования», 8-11 апреля 2009г., г. Санкт-Петербург, С.94-96. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35360987_35172097.pdf

________________________________________________________________________________

Сенчакова Ирина Николаевна, кандидат химических наук, доцент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия, irinka-sen@mail.ru

Irina Nikolaevna Senchakova, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Orel State University, Orel, Russia, irinka-sen@mail.ru

Фонтаний Даниил Сергеевич, студент 5 курса, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия, legionmidoria@yandex.ru

Daniil Sergeevich Fontaniy, Orel State University, Orel, Russia, 5th year student, legionmidoria@yandex.ru