карта сайта

Раскрыть все уровни
Главный Корпус

ул. Первомайская, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Пн–Сб 08:30–17:00
Перерыв 12:30–13:00
Карта зданий
Главный Корпус

(8772) 570273

adsu@adygnet.ru
Пресс-служба

(8772) 570273

ixt@adygnet.ru
Личный кабинет
Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

УД К 372.854

ББК 74.262.4

М 51

Меньшиков В.В.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Кафедра химии, экологии и методики обучения химии,

г. Челябинск. Россия.

Организация учебной деятельности в лаборатории по работе с одаренными обучающимися на базе педагогического университета

 

Аннотация: В статье описывается работа преподавателей педагогического университета, в котором, на базе специально созданной химической лаборатории, проводятся занятия с одаренными учащимися.

Ключевые слова: одаренный ученик, лаборатория, олимпиада, Интернет, гаджет, онлайн-обучение, видеофрагмент.

Menshikov V. V.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Department of Chemistry, Ecology and Methods of Teaching Chemistry,

Chelyabinsk, Russia.

 

Organization of educational activities in the laboratory for working with gifted students on the basis of a pedagogical university.

Abstract: The article describes the work of teachers of the pedagogical University, in which, on the basis of a specially created chemical laboratory, classes are held with gifted students.

Key words: A gifted student, laboratory, Olympiad, Internet, gadget, online training, video clip

Человек с необычными образовательными потребностями это - одаренный ученик. В большинстве случаев школьные учителя, которые должны заботиться об индивидуальном развитии каждой личности, обычно оставляют без посторонней помощи одаренных учеников, так как они считают, что те справятся самостоятельно с образованием или с помощью репетиторов. Желательно, каждому такому школьнику, создавать оптимальные условия для получения образования [1]. Образование способных школьников - одна из прекрасных инвестиций для родителей и общества.

На кафедре химии, экологии и методики обучения химии в нашем Вузе, многие годы существует лаборатория по работе с одаренными учащимися. В лаборатории занимаются ученики с 4 по 11 класс, из различных школ города и области. Материально-техническое снабжение лаборатории осуществляется с помощью нашего Вуза и различных спонсоров. Школьники в ней занимаются исследовательскими и проектными работами, готовятся к выступлению на различных очных и заочных олимпиадах по химии, выступают на разнообразных конкурсах и конференциях, публикуют результаты лучших работ в печатных изданиях. Всем известно, чтобы занять высокие места на олимпиадах, школьного образования по различным предметам уже мало. Учащимся для успешных выступлений на олимпиадах приходиться осваивать многие сложные вопросы, даже из университетских курсов. Большую помощь в этом оказывают наши студенты, которые вместе учащимися занимаются подготовкой к олимпиадам, конкурсам и проектной деятельности, а школьники, взаимно помогают студентам при выполнении курсовых и даже дипломных работ. Для студентов и магистрантов проводятся специальные учебные курсы, по решению олимпиадных задач и организации, и проведению проектной деятельности в школах.

В лаборатории, по работе с одаренными учащимися, имеется хорошая база реактивов и химических приборов, установлены компьютеры, которые постоянно модернизируются, с помощью которых, в последние годы, качественно изменилась и улучшилась работа учащихся.

Школьники считают химию одним из самых трудных предметов. Химия по своей природе абстрактна, поэтому заниматься обучением и получением знаний приходиться на модельном уровне. Для этого можно использовать моделирование уже на более совершенном компьютерном уровне[2]. Химия сложна также из-за того, что требует практических навыков и умений работы с химическими веществами и лабораторной посудой. Школьникам для приобретения теоретических знаний нельзя обойтись без знания законов физики и математики, выходящих за рамки школьных программ. Все это приводит к перегрузке дополнительной информацией, а вследствие этого к разочарованию учащихся в данном предмете. Существует потребность в более инновационном преподавании, которое помогло бы школьникам понять, выучить в совершенстве изучаемый предмет. Для этого в химии можно использовать различные мысленные образы и разнообразные представления явлений на разных уровнях - абстрактном (микроскопическом и символьном уровне) и конкретном (макроскопическом). Химия требует понимания и приобретения огромного количества представлений на этих уровнях. И одаренные учащиеся могут научиться быстро переключаться с одного представления на другое, а это потребуется при решении сложных химических задач, особенно творческих и проектных. Многие учителя химии считают, что ученики начинают по-настоящему понимать химию только тогда, когда они могут успешно использовать эти уровни представлений и увидеть связи между ними.

Для того чтобы понять сложность химии, учащимся необходимо предоставлять современные дополнительные средства обучения, которые помогли бы им разглядеть и понять взаимосвязь этих представлений. В школах часто просто нет возможности заниматься основательно решением подобных вопросов. В сети можно найти многочисленные новые разработки для осуществления улучшенного обучения в химии [3]. Интернет в настоящее время оказывает огромное влияние на то, как преподается данный предмет. Интернет предоставляет разнообразные услуги, которые могут быть использованы при преподавании данной дисциплины и использование разнообразных приложений для смартфонов становится все более распространенным. Современные гаджеты: ноутбуки, планшеты, смартфоны являются хорошими инструментами для получения большого количества информации не только для общего развития, но и для приобретения знаний по химии.

Одним из важнейших аспектов использования интернета является «высокоскоростное» приобретение необходимой информации. В сети предлагают различные электронные учебные материалы: видео, анимацию, симуляции процессов химических процессов, открытые онлайн-курсы для подготовки (к олимпиадам, сдаче экзаменов в вузы), электронные учебные тексты, базы данных о веществах и их спектрах, форумы сподвижников и многие другие приложения.

Запрещение многими учителями использования разнообразных девайсов при обучении на уроках не мешает пользоваться этими устройствами во внеурочной и внешкольной работе. Особенно полезными они оказались при работе в нашей лаборатории: для подготовки участников олимпиад, в проектной деятельности школьников, при выполнении химических экспериментов. С помощью приложений для смартфонов, удалось смоделировать работу на различных труднодоступных и дорогостоящих в школах приборах: фотометрах, колориметрах, спектроскопах, рН-метрах и т.п [4].

Для правильного выполнения экспериментов учащиеся могут получить видеофрагменты экспериментов, созданные студентами старших курсов нашего вуза, во время выполнения практических работ, с соблюдением всех правил техники безопасности. Методику создания видеофрагментов, с помощью смартфонов и планшетов, студенты осваивают на лабораторных занятиях по неорганическому и органическому синтезу. Занятия проходят в современных учебных лабораториях Вуза, под руководством опытных преподавателей, а также во время лабораторных работ по научному исследованию и проектной деятельности.

Наши педагоги и студенты помогают внедрять новые способы (онлайн-обучения) не только для выполнения лабораторных, но и домашних экспериментов, а также своевременно сообщать о результатах своей работы. Это одновременно ускоряет и улучшает процесс выполнения задания, и приводит к хорошей вовлеченности учащихся в процесс обучения. Во время пандемии мы видели, как работает интернет технология, позволяющая учителям и учащимся оставаться на постоянной связи друг с другом. Интернет становится хорошим инструментом эффективного преподавания, а также средством самообразования. Интернет обладает большим потенциалом для улучшения деятельности за счет расширения взаимодействия между школьниками, студентами и преподавателями. Студенты и преподаватели проводят много времени за мобильными устройствами, а в сочетании с потрясающими приложениями по химии, эти гаджеты являются мощными и удобными образовательными инструментами, которые потенциально способствуют лучшему обучению. Процесс обучения становится интересным и разнообразным благодаря использованию обучающих видеороликов, приложений, анимации, и т.п.В лаборатории проводится, в том числе, консультативная помощь для учителей и студентов по работе с одаренными учащимися.

О результатах работы одаренных учащихся в вузовской лаборатории говорят многочисленные победы на различных олимпиадах и конкурсах.

Примечания

1. Монкс Ф., Ипенбург. И. Oдaренные дети. М. : Когито-Центр, 2014. 132 с.

2. Соловьев М Е., Соловьев М. М. Компьютерная химия. М. : СОЛОН-Пресс, 2005. 536 с.

3. Биненко В. И., Петров С.В. Физико-химические методы и приборы контроля окружающей среды: лабораторный практикум. СПб.: РГГУ, 2008. 112 с. URL: https://www.iprbookshop.ru/17979. html

4. Самодельный спектрофотометр для изучения природных объектов / В. В. Меньшиков, Н. М. Лисун, А. А. Сутягин, Г. К. Стерлигов // Химия в школе. 2017. № 8. С. 60-63.

________________________________________________________________________________

Меньшиков Владимир Владимирович, старший преподаватель кафедры химии, экологии и методики обучения химии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, Заслуженный учитель РФ, тел.89514443250,e-mail: menshikoff@mail.ru