Дивный, новый мир. Профессии будущего
Мы все привыкли копить на будущее. Откладывать и загадывать. Потому что нас так учили. Но что если будущее – это не только прекрасное далёко, мир всеобщей гармонии и равенства, или пост-зомби апокалипсис?
Будущее – это, прежде всего, – новые навыки, новые технологии, и да, профессии тоже. Многие из них сегодня еще даже не существуют – специалисты, которые будут реализовывать себя на этом поприще, в лучшем случае пошли в первый раз в первый класс в этом сентябре.
Так какие профессиональные перемены ждут нас в старом-новом мире?
В мире будущего:
- не будет профессий, обучение которым происходит один раз и на всю профессиональную жизнь;
- не будет простой, «механической» работы из цикла человек – конвейер;
- не будет рутинной работы за компьютером, с этим умные машины справятся сами;
- исчезнут четкие границы между личным и рабочим временем;
- появится много новых профессий, для которых сейчас ещё нет даже названия и сферы деятельности;
- горизонтальные команды, - специалисты из абсолютно разных сфер, индустрий и компаний, работающие над общим проектом – займут место отделов и департаментов;
- будут созданы рабочие места в виртуальной реальности, а дополненная реальность станет привычным явлением;
- появится возможность, и даже необходимость совмещать творческую и профессиональную реализацию.
Просто фантастика, не правда ли? А вот и нет. Для будущих абитуриентов Адыгейского государственного университета такая работа вполне может стать реальностью.
Смотрите сами: программа обучения 05.06.01 («Науки о Земле») специальность «Геоэкология» - то, без чего любой уважающий себя биоэтик точно не сможет обойтись.
Ваш выбор – Science-художник? Мы предлагаем вам программы обучения 54.03.01 («Дизайн»), специальность «Графический дизайн», 01.03.02 («Прикладная математика и информатика»), специальности «Системное программирование и компьютерные технологии»; «Математическое моделирование и вычислительная математика» и полный спектр биологических наук: «Энтомология», «Экология», «Физиология» и «Биохимия» в качестве образовательных программ магистратуры.
Хотите стать проектировщиком умных материалов? Вас ждут образовательные программы 27.03.04 («Управление в технических системах»), специальность «Управление и информатика в технических системах» и 38.03.05 («Бизнес-информатика»), направление «Электронный бизнес». И не забудьте заглянуть к нам в Парк науки и инноваций, где работает настоящий Центр робототехники. Ученики Центра уже сейчас собирают роботов по собственным проектам. Круто, не правда ли?
Кстати, в Шанхае сейчас строится «фабрика будущего» — место, где «роботы будут делать роботов». В производственном процессе передового предприятия ключевую роль займут роботы нового поколения. «Коллаборативные роботы», известные как Коботы, будут работать не вместо людей, а вместе с людьми, эффективно дополняя друг друга. Новая стратегия автоматизации обещает в корне изменить мировой подход к робототехнике.
Медицина в дивном, новом мире будущего тоже потребует новых решений, задач и профессий. И получит генетических консультантов, биоэтиков, тканевых инженеров и молекулярных диетологов. Если бессмертие, эта голубая мечта алхимиков Средневековья, в обозримом будущем так и останется мечтой, то увеличить продолжительность жизни в несколько раз и значительно улучшить её качество медикам будет вполне по силам.
Этот новый мир потребует от нас развития новых «надпрофессиональных» навыков, или так называемых «soft skills», у специалистов всех отраслей – от уже давно и успешно существующих, до пока ещё будоражащих умы аналитиков. Такие навыки позволят работнику повысить эффективность своей профессиональной деятельности, и предоставят возможность переходить между отраслями, сохраняя и повышая свою востребованность.
Какие навыки – по мнению работодателей – наиболее важны для работников будущего:
- Очевидная мультиязычность и мультикультурность, то есть свободное владение английским и знание второго языка (одного, как минимум!), для понимания национального и культурного контекста стран-партнеров, менталитета, шкалы ценностей и поведенческих мотивов их жителей. В мире будущего нам предстоит общаться – лично или с помощью средств связи – с представителями самых разных стран и культур. Наша задача – сделать это общение как можно более продуктивным и приятным для всех заинтересованных сторон. Выпускникам АГУ следующих поколений повезёт больше – ведь у них есть такие образовательные программы, как 45.03.02 («Лингвистика») «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 45.04.02 («Лингвистика») «Лингвистика, лингводидактика и межкультурная коммуникация».
- Разносторонние навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Мир становится сложнее с каждым днём, скорость жизни всё больше напоминает гонку, так что решения из одной отрасли быстро проникают в другие. К примеру, технологии 3D-печати из области прототипирования и дизайна быстро попали в отрасли строительства и даже медицины – и это ещё не предел. Абитуриенты Адыгейского государственного университета, которые хотят отточить свои навыки в этих сферах, могут отдать предпочтение следующим образовательным программам: 38.03.03 («Управление персоналом»), специальность «Управление персоналом организации» и 38.03.02 («Менеджмент») специальности - «Менеджмент организаций» и «Государственное управление и муниципальный менеджмент».
- Острая клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя здесь и сейчас – территория и условия прилагаются. Конкуренция между производителями товаров и услуг в мире будущего будет только расти, даже ужесточаться. А значит, навык работы с запросами клиента приобретает огромное значение *сейчас здесь будет наша реклама*. Адыгейский государственный университет предлагает программу обучения 42.03.01 («Реклама и связи с общественностью»), специальность «Реклама и связи с общественностью в социально-культурной сфере».
- Работа в режиме высокой неопределенности и постоянного цейтнота. В мире будущего специалистам будет необходимо очень быстро принимать решения в условиях неполной или частичной информации, и меняющихся условий работы, грамотно распределять ресурсы и управлять своим временем. Гибкость и готовность к постоянным переменам станут не только личным девизом специалистов, их наличие – залог успешной работы в любой сфере деятельности даже для современных работодателей. Любой студент Адыгейского государственного университете с удовольствием рассказал бы про настоящий цейтнот, коммуникативную гибкость и более чем профессиональный тайм менеджмент от первого лица. Но поскольку наша задача – предложить качественные программы обучения, которые действительно работают, то вот несколько подходящих: 02.03.03 («Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»), направление «Технологии программирования» или 42.04.01 («Реклама и связи с общественностью»), специальность «Технологии рекламы и связей с общественностью».
- Солидный набор творческих способностей, и (наконец-то!) наличие развитого эстетического вкуса. Поскольку большинство рутинных операций будет автоматизировано, от любого специалиста будет требоваться умение мыслить нестандартно, и творчески подходить к решению задач, часто в весьма сжатые сроки и при недостаточных вводных. На самом деле под это описание подойдет практически любая программа обучения, представленная в нашем вузе. Поэтому, вместо того, чтобы утомлять вас перечислением всех и каждой из них, мы просто предлагаем вам приехать и убедиться в этом лично.
Уровень и качество вашего образования – это наша забота. При условии, что вы пройдёте вступительные испытания и будете готовы менять будущее вместе с нами. Но это уже совсем другая история.