Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

АртРитон


РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Скачать Положение


Скачать календарь на 2019 год


календарь агу 2019


СТУДЕНЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР «АРТ-РИТОН» АГУ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Свою биографию Студенческий музыкальный театр «Арт-Ритон» начинал девять лет назад с постановки мюзикла Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта». Примечательно, что возник театр внезапно, как результат хобби руководителя театра – кандидата педагогических наук, заместителя директора по воспитательной работе института искусств Галины Рева, которая, в рамках воспитательной работы на факультете, занималась постановками «капустников», театрализованных представлений к праздникам и студенческим фестивалям. В 2010 году команда Института искусств победила на фестивале «Студенческая весна в АГУ» показом музыкального спектакля «Три мушкетера». По правилам команда-победительница должна была открывать своим выступлением фестиваль в следующем году, а это большая ответственность – достойно представить Институт искусств, к которому в этом плане в университете повышенный интерес. И возникла идея поставить мюзикл Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта». Главные роли было предложено исполнить студентам и выпускникам Института искусств, а также студентам колледжа им. У.Тхабисимова: Ю. Конжину, В. Ломидзе, А. Кобазевой, В. Болтановой, И. Акопяну, Х. Заимову, М.Жакшакуловой. Для показа двух враждующих кланов Монтекки и Капулетти и танцевального оформления номеров были приглашены: ансамбль народного танца «Нарт», под руководством К.Шагуча и танцевальная группа «Грани», под руководством Т.Нестеренко. Декорации были изготовлены студентами и преподавателями отделения изобразительного искусства Института искусств.

Подход к постановке спектакля был творческий: от кальки мюзикла Ж.Пресгурвика отказались сразу. Спектакль был сокращен, убраны маловыразительные номера, изменена драматическая кульминация, добавлено факельное шествие двух кланов на фоне пронзительного повествования о судьбе влюбленных в исполнении М.Гучевой.

На открытии фестиваля мюзикл произвел эффект разорвавшейся бомбы, и ректор университета Р.Д.Хунагов принял решение на уровне Ученого совета университета о превращении любительского объединения в театр. Название театра было найдено в результате «мозгового штурма», проведенного среди деканов и проректоров университета. Выбор названия театра не случаен, поскольку «ритон» – это античный царственный сосуд (а самый красивый экземпляр был найден именно в Адыгее) и получилось весьма поэтично – сосуд наполненный искусством, готовый утолить жажду всем любителям этого жанра.

Мюзикл «Ромео и Джульетта» дважды был показан на сцене Госфилармонии РА, а также студентам и творческой молодежи в г. Краснодаре, Армавире, Ростове-на-Дону.

Следующей постановкой театра в 2012 году стала рок-опера Дова Аттья и Альбера Коэна «Моцарт», которую к тому времени поставили только во Франции и Южной Корее. Она посвящена жизни великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Выбор темы был не случаен: где как не в музыкальном театре рассказывать о жизни и творчестве великих композиторов. Тем более что с легкой руки А.Пушкина, в жизнеописание была добавлена интрига безвременной кончины гениального композитора, а его жизнь окутана интригами, завистью, драматичными эпизодами и злопыхательством коллег по цеху, что актуально и в нынешние дни.

Для артистов театра – это была очень высокая планка: сложные вокальные партии, напряженная внутренняя психологическая жизнь двух музыкантов – В. Моцарта и А. Сальери, да и само направление «рок» требовало серьезной подготовки. И вновь французский спектакль был подан в собственной редакции: с собственными диалогами, новыми песнями, оригинальной хореографией, аранжировкой песен, а также был введен новый персонаж – Зависть, блестяще сыгранный Т. Нестеренко. В главных ролях были задействованы: Ю. Конжин – В. Моцарт, И. Акопян – А. Сальери, В. Болтанова – Алоизия Вебер, А. Кобазева – Цецилия Вебер, В. Ломидзе – Наннерль Моцарт, Х. Заимов – Да Понте, А. Давыдова – Констанция Вебер и др. Они рассказали зрителю о непростой судьбе В. Моцарта, его несчастной и счастливой любви, преданности музыке, об испытаниях предательством и завистью.

В этот раз разработку и изготовление костюмов поручили отделению дизайна одежды Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ и театру моды «Де Люкс» под руководством Н. Девякович. В мастерских колледжа было изготовлено более 50 костюмов эпохи барокко. Декорации были написаны преподавателем Института искусств М. Паршиной.

Мюзикл был с большим успехом показан на сцене АГУ, Госфилармонии РА, в Кабардино-Балкарском университете в г. Нальчик.

Следующим проектом театра стала постановка мюзикла «Последняя любовь Дон-Жуана». Образ Дон-Жуана чрезвычайно популярен в искусстве. Как известно прототипом героя был реальный человек – представитель одного из аристократических севильских родов по имени Хуан Тенорио. Его отчаянные любовные и дуэльные похождения, остававшиеся безнаказанными благодаря участию в них близкого друга короля Кастилии Педро I, долго наводили ужас на всю Севилью. Со временем легенды о Дон-Жуане трансформировались, а популярность герою принесла пьеса Тирсо де Молины «Севильский озорник и каменный гость», в которой автор создал образ, полюбившийся всему миру. Он стал необыкновенно популярен и в музыке и в литературе. О нем писали и Мольер, и Байрон, и Пушкин, и Дюма, о нем слагали музыку Моцарт, Глюк, Даргомыжский и др. Более 150 литературных произведений, множество музыкальных, кинофильмов и у каждого автора свое видение героя.

Автор либретто мюзикла Т. Цергой и режиссер-постановщик Г. Рева были единодушны во мнении, что отъявленный негодяй не может на протяжении нескольких веков занимать умы стольких авторов. Разгадка кроется в том, что Дон-Жуан первым изменил потребительское отношение к женщине, столь распространенное в эпоху Средневековья. Он преклонялся перед женщинами, дарил им наслаждение. Поэтому его так любили разные дамы – от монахинь, до цариц.

Предстояло нащупать ту очень тонкую грань, чтобы не скатиться к пошлости, и в то же время не сделать мюзикл ханжеским, ведь хочешь, не хочешь, а главный герой – покоритель женских сердец. Любовные перипетии авторы дополнили новыми сюжетными линиями с философским смыслом. В новом мюзикле Дон Жуан ищет настоящую любовь, свой идеал. Он переходит от женщины к женщине надеясь найти осуществление своих мечтаний, но ни одна не соответствует его идеалу. Наконец он влюбляется в женщину, чье сердце принадлежит другому мужчине. Уже на смертном одре Дон Жуан признается, что он познал истинную любовь, но слишком поздно.

В итоге родилась собственная версия с новыми сюжетными линиями (линия Святой инквизиции) и новыми персонажами. Так для А. Кобазевой была придумана роль трактирщицы Донны Жу, этакого женского варианта Дон Жуана. Введены мистические персонажи Любви и Порока, которые были блестяще исполнены двумя хореографами театра – Т. Нестеренко и А. Носик. Главную роль исполнил Ю. Конжин, Лепорелло – Х. Заимов, Рафаэль – Руслан Жароков, Донна Изабелла – В. Ломидзе,   Донна Анна – Я. Черная, Донна Мария – Е. Ильина, Инквизитор – Ю. Вьюжин.

Все костюмы, разработанные руководителем театра моды «Де Люкс»   Н. Девякович были изготовлены в мастерских Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ. Они полностью соответствовали эпохе: кринолины, кружева, камзолы, жабо, корсеты, кожаные кюлоты, расшитые стразами отвороты.

Аранжировкой песен и прописыванием партий хора и бэк-вокала занималась вместе с солистами театра Народная артистка РА Т.Нехай. Вокальной группой руководила А.Чиназирова. Декорации изготовлены М. Паршиной.

Премьера мюзикла была приурочена к юбилею ректора АГУ Р.Д. Хунагова 13 марта 2013года. В очень стремительном темпе, в сжатые сроки был подготовлен спектакль и с большим успехом был трижды показан на сцене Госфилармонии РА. Затем состоялись гастроли в Донской государственный технический университет в г. Ростов-на-Дону, Пятигорский государственный лингвистический университет, и везде спектакль принимался с большим интересом и воодушевлением.

Следующей постановкой театра, четвертой по счету, стал мюзикл «Французский шелк». Если предыдущие постановки, так или иначе, основывались на уже существующих мюзиклах, то в этот раз решено было обратиться к современности и создать собственный сюжет. «Французский шелк» – абсолютно авторский проект. Перипетии, сюжетные линии стали плодом общих творческих исканий и педагогов и студентов. Авторы не побоялись сменить эпоху, картинку, героя. Главным персонажем становится девушка, а эпоха – начало ХХ века, место действия – Париж, Голливуд.

Сюжет мюзикла вращается вокруг жизни одного из музыкальных театров Парижа. Однако главная идея заложена гораздо глубже – это проблема выбора, жизненных ценностей, желаний и их исполнения, которое не всегда соответствует желаемому. Выбор может быть любой, но сделав его, человек должен быть готов заплатить за него определенную цену и в поисках счастья не потерять свое лицо. Проблема весьма актуальная сегодня. Ведь многое сейчас ориентирует молодежь на первостепенность именно материальных ценностей: наличие виллы, машины, возможность путешествовать определяет статус и состоятельность человека. Сейчас молодые ребята гонятся за внешними атрибутами успешности, и теряют главное – человеческие отношения, семейные ценности, настоящую любовь, тепло, дружбу, взаимопонимание.

Кроме осмысления серьезных проблем действительности в этом спектакле установка делалась на шоу. Действие построено динамично, ярко, с комическими и драматическими линиями, эффектными номерами. Автором окончательного либретто и текстов песен стала Т. Цергой, которая как всегда смогла найти те мудрые слова, емкие фразы, которые на долгое время у артистов театра становятся крылатыми выражениями. Над вокальными номерами и прописыванием партий бэк-вокала работала Народная артистка РА Т.Нехай, изготовлением нотных текстов песен занималась доктор искусствоведения С.Хватова, над фонограммами работали З.Магомедов и А.Бобырь. Декорации были изготовлены А.Редько.

Разработку и изготовление костюмов опять взяли на себя дизайнеры и модельеры одежды Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ и театра моды «Де Люкс» под руководством Н.Девякович. В мастерских колледжа было изготовлено более 80 костюмов в стиле модных тенденций начала ХХ столетия. Обилие блеска, мехов и боа, бахромы, перьев, широких пиджаков и двуцветных туфель, эффектных головных уборов.

Воссоздать атмосферу музыкального Парижа 20-х годов помогла оригинальная хореография, поставленная уже сложившимся творческим тандемом в составе Т.Нестеренко и А.Носик.

Основной состав актеров остался без изменения. В роли главной героини Беатрис выступила Е. Ильина, Примадонна театра – В. Ломидзе, Анри Бернард, сценарист, режиссер театра «Диас» – Ю. Конжин, Рауль Лакроа, коммерсант, игрок – Р.Жароков, Жаклин Морель, жена директора театра «Диас» – А. Кобазева, Жильбер Бернард, миллионер, отец Анри – Ю. Вьюжин, Лилиан, актриса театра – Я. Черная, Бонифас, директор театра «Диас» – А.Скоморохов, Марго, хозяйка ресторана – Л.Забавкина, Костюмерша – Г.Шкапинцева.

Спектакль в апреле 2014 г. был четыре раза показан на сцене Адыгейского государственного университета при полном аншлаге. Премьера состоялась на открытии Всероссийской научно-практической конференции, среди участников которой были академики, члены-корреспонденты Российской Академии наук, руководители научных центров и институтов. Главный научный сотрудник института социологии РАН, доктор философских наук А.Л.Маршак с удовольствием прокомментировал выступление студентов, отметив очень высокий уровень вокалистов и танцоров, серьезные темы, которые раскрываются современными, понятными молодежи средствами.

Затем состоялась гастрольная поездка в Краснодарский университет культуры и искусства, куда были приглашены студенты пяти краснодарских вузов. Каждый раз спектакль игрался на одном дыхании. Осенью 2014 года с большим успехом он был показан на сцене Госфилармонии РА для жителей и гостей города.

Наиболее значимым событием в жизни студенческого театра «Арт-Ритон» стало приглашение принять участие в ХХI Международном молодежном фестивале античной драмы в городе Сиракузы (Италия). Условием фестиваля являлась постановка пьесы античного автора. Так возникла идея использования сюжета пьесы Эсхила «Прометей прикованный» с темой огня просвещения, который Прометей принес людям, темой достойной классического университета. А тут еще появилась возможность связать всемирную тему Огня знаний с юбилеем Адыгейского государственного университета, а также напомнить версию предположения о том, что Прометей был прикован в горах Кавказа.

К античной драме авторы постановки подошли творчески: насытили пьесу персонажами, закрутили клубок интриг, в современной версии старинного сюжета переплелись сразу несколько линий – неразделенной любви, гордыни, борьбы за власть и за справедливость. Главная же идея заставляет задуматься: чем может пожертвовать герой ради своих принципов и идеалов, ради блага других; чем жертвует Прометей ради счастья людей.

Назвали мюзикл «Последний дар Прометея» и его повезли в Италию. Фестиваль проходит в Сиракузах уже много лет, показы проводятся в старинном античном амфитеатре, который расположен на вершине горы под открытым небом. Условия конкурса запрещают использовать современные технические средства: звукоусиливающую аппаратуру, световые эффекты, собственные декорации. Все участники фестиваля выступают на фоне одного барельефа с изображением античных героев. Хорошим дополнением к выступлению артистов театра стали естественные условия, которые подарила сама природа: низкие свинцовые тучи и суровые сосны.

Такие «естественные» условия стали серьезным испытанием для ребят: отсутствие даже пробной репетиции, пение без микрофонов, звук, разлетающийся на ветру, особенности акустики амфитеатра, отсутствие кулис! А когда во второй половине показа начал моросить дождь и покрытие сцены превратилось буквально в каток, это было действительно испытанием на прочность! Но к чести ритоновцев, ни у кого даже не возникло мысли прекратить показ, они настолько прониклись духом истории, что дождя даже никто не заметил. Все как один работали с таким энтузиазмом, на таком накале эмоций, что после каждого номера зрители аплодировали стоя. Это был настоящий триумф! Как отмечали члены жюри и зрители, которые уже много лет приезжают на фестиваль, мюзикла с прекрасными голосами и хореографией, с настоящими великолепными костюмами они на этом фестивале еще не видели. Театр «Арт-Ритон» стал Лауреатом первой премии.

По приезде в родной город ребятам предстояла премьера на сцене Госфилармонии РА в рамках празднования 100-летия ЮФУ и показ мюзикла на Всероссийском фестивале «Студенческая весна на Кавказе», который в июне 2015 года был принят у себя Адыгейским государственным университетом. На сцене Госфилармонии РА мюзикл был показан с большим размахом. Были изготовлены сложные декорации: трёхъярусные конструкции, которые должны были показать и Олимп, и горы Кавказа, и Миккены. Разработал проект декораций – Рамазан Сиюхов, выпускник отделения ИЗО Института искусств, проект стал его дипломной работой. Изготовление металлоконструкций декораций велось в мастерских МГГТК, расписыванием полотен и изготовлением реквизита спектакля занимались Алевтина Баева и Диана Матвеева.

Костюмы в этот раз были разработаны Саидой Цеевой при участии студии С.Макеровой «Suziem», и сшиты студентами и мастерами Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ. Более 150 костюмов богов Олимпа, мистических персонажей, простых людей поражают необычностью и оригинальностью.

Роли исполнили уже ставшие известными солисты музыкального театра: Прометей – Ю. Конжин, Аид – Р. Жароков, Гера – В. Ломидзе, Гефест – Ю. Вьюжин, Мойры – А. Кобазева, Г.Шкапинцева, Е.Ильина, Пандора –Я.Черная, Зевс – А. Мальцев, Бахус – Т. Ментесашвили, Демоны –Т.Нестеренко, А.Скоморохов.

В сентябре театр пригласили во Всероссийский детский центр «Орленок», где проходила 11-я математическая смена. Математическая олимпиада собрала талантливых детей более чем из 20 городов России. Юные математики и все руководство лагеря горячо приветствовали артистов театра.

Самый ответственный показ мюзикла «Последний дар Прометея» – в дни юбилейных торжеств в честь 75-летия АГУ. Ведь театр – детище университета, в определенной степени его визитная карточка. Любое высшее учебное заведение, где уделяется должное внимание развитию культуры, приобщению студентов к искусству, уже только этим подтверждает высокий статус современного образовательного учреждения. Поэтому нужно было показать высокий уровень. Ребята оправдали надежды и руководителей, и гостей торжеств, и жителей города.

Гости из Турции, Монголии были удивлены и поражены высоким уровнем профессионализма исполнителей мюзикла.

А через месяц после юбилейных торжеств СМТ «Арт-Ритон» принял участие во Всероссийском фестивале студенческих театров «СТУДиЯ». Фестиваль принял более 400 участников, показавших 61 творческую работу. Они оценивались в 7 различных номинациях.

СМТ «Арт-Ритон», представивший в заключительный день фестиваля мюзикл «Последний дар Прометея» собрал целую коллекцию наград, став Лауреатом первой степени в номинациях: «Мюзикл», «Лучшие костюмы», «Лучший актерский ансамбль» (награда танцевальной группе театра), «Лучшее музыкальное оформление». Диплом III степени вручен Т.Нестеренко за лучшую женскую роль, исполнительнице роли Демона. Так же театру «Арт-Ритон» был вручен Почетный кубок за общее первое место.

Спустя пять лет творческого пути, имея за плечами солидный для студенческого театра репертуар из пяти совершенно разнохарактерных мюзиклов, было решено вновь обратиться к бессмертной истории любви Ромео и Джульетты. Теперь уже с высоты своего опыта, творческих наработок, сложившейся вокальной школы, имея собственный взгляд на сценографию и солидную дизайнерскую поддержку от профильного отделения МГГТК АГУ и профессионалов высокой моды. Главным желанием артистов и режиссера было сделать новый спектакль. И сделали!

В обновленный спектакль добавили 4 новых динамичных песни, которые внесли свежесть и некоторую остроту. Была изменена хореография, изготовлены новые декорации, которые усложнили пространство сцены, добавили вертикальные и наклонные линии. И, конечно, совершенно изменили картину потрясающие костюмы, изготовленные под руководством дизайнера С.Цеевой, сотрудников творческой лаборатории С.Макеровой «Suziem», студентами и мастерами Майкопского гуманитарно-технического колледжа АГУ.

Каждый костюм в спектакле – это полет фантазии, сочетание модных тенденций Средневековья и современных способов их воплощения, смелых и ярких находок. Учитывалось все: чтобы не создалось цветовое однообразие при изображении двух кланов, использовались все возможные оттенки красного и синего, структура ткани должна была подчеркивать достоинство и скрывать недостатки героев, для танцоров подбирались ткани, которые не стесняют движение. Для спектакля было подготовлено более 90 костюмов.

Примечательно, что некоторые ребята, участвовавшие в первой постановке мюзикла, сменили амплуа. Так главный герой всех предыдущих мюзиклов Ю.Конжин неожиданно для всех прекрасно справился с эпатажной, бесшабашной ролью Меркуцио. Открытием стал Т.Ментесашвили, который за год пребывания в театре раскрыл свои вокальные способности, и ему была доверена роль Ромео. Его чувственный, обволакивающий голос прекрасно подошел для влюбленного героя В.Шекспира. Новыми роли были для Р. Жарокова – Тибальт, Ю. Вьюжина –граф Капулетти, А. Мальцева – Принц, А. Давыдовой – леди Капулетти. Известные и полюбившиеся актрисы В. Ломидзе и А. Кобазева остались в прежнем амплуа, но у обеих появились новые песни в оригинальной аранжировке. На роль Джульетты пробовались три девушки, но лучшей оказалась Д. Фичкина, студентка 1 курса Института искусств и ей было доверено отыграть премьеру. Все герои получились настолько яркими и харизматичными, что сложно было определить у кого из актеров главная роль.

Премьера обновленного мюзикла состоялась 14 июня 2016 года в Госфилармонии РА при полном аншлаге. Спектакль получился не просто обновленным, он зазвучал совершенно по-новому, заиграл новыми красками!

2018 год стал для студенческого музыкального театра «Арт-Ритон» знаменательным, поскольку проект мюзикла «Крылья» в числе еще нескольких проектов Адыгейский государственного университета, стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди вузов. Получив серьезную финансовую поддержку Федерального агенства по делам молодежи (Росмолодежь) у коллектива появилась возможность осуществить свою давнишнюю задумку и поставить мюзикл по сказке «Малефисента», взяв за основу сюжет американского фильма режиссера Роберта Стромберга, с Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм явился вольным пересказом сказки «Спящая красавица». В новом прочтении главной героиней становится крылатая Фея-Защитница волшебного леса – Малефисента. Пережив предательство любимого человека, укравшего у нее крылья и лишившего ее возможности защищать свой народ, она, ослепленная яростью, проклинает дочь предателя на смерть в день своего шестнадцатилетия.

Эта история заинтересовала создателей мюзикла новой неожиданной гранью возможности любить. Ни один мюзикл СМТ «Арт-Ритон» не обходится без раскрытия различных сторон этого вечного чувства: любовь мужчины и женщины, детско-родительская любовь, любовь и преданность делу своей жизни, любовь взаимная и безответная, верность в любви и ее предательство в каждом мюзикле становятся темами для осмысления. И вот новый, неожиданный вопрос: можно ли полюбить дочь своего врага, которую сама же и прокляла, да еще так сильно, что эта сила истинной любви смогла разрушить цепи проклятия?