sitemap

Open menu tree structure
Main building

Pervomayskaya, St, 208

(8772) 570273, (8772) 571172

Mon-Sat 8:30 am – 5 pm
Lunch break 12:30 pm – 1 pm
Map of the premises
Map of the premises

(8772) 570273

abitur@adgnet.ru
Press service

(8772) 570273

press@adgnet.ru
Font:
A A A
Цвет: C C C
Images On Off
Desktop version (of the website)

"АГУ-Точка Роста": Интервью с руководителем проекта Сергеем Сочневым

Event Interview

IMG_3245.jpg

Адыгейский государственный университет совместно с инновационно-образовательной компанией Phoenix Education реализует проектную школу «АГУ — Точка Роста». Студенты знакомятся с работодателями республики, проходят стажировку на предприятиях и определяются с выбором профессии. О том, как выпускнику вуза получить первый опыт работы, заинтересовать потенциального работодателя и что значит быть профессионалом, мы побеседовали с руководителем проекта и главой Phoenix Education Сергеем Сочневым.

- Сергей, цель проекта сократить разрыв между ожиданиями работодателей - представителей бизнеса - и реальными навыками кандидатов. Получается, несколько лет студенты учатся не тем вещам?

- На наш взгляд, в текущей системе образования и на работе разные правила игры. Школьное и вузовское образование подразумевает, что сначала дают теорию, а потом задачу, которую нужно решить с помощью этой теории. А в жизни все происходит наоборот — жизнь сама подбрасывает задачу, и нужно самостоятельно искать теорию для ее решения. Это не значит, что какая-то модель хуже. Школа и вуз дают фундаментальное образование, широкий кругозор, знания в области математики и языков, которые не зря называются базовыми, основными. Но в какой-то момент надо перемещать человека в новую логику, чтобы он научился самостоятельно искать знания в ответ на задачи, которые ему встречаются. Выпускник впервые приходит на работу, этому его не учили в школе или вузе. И он должен сам понимать, как научиться чему-то новому.

Чтобы решить эти задачи и наладить связь с работодателями, ректор АГУ Дауд Казбекович Мамий пригласил Инновационно-образовательную компанию Phoenix Education, которую я возглавляю. Последние 5 лет мы работаем с вузами и работодателями, разрабатываем специальные программы, которые помогают студентам приобрести практические навыки и трудоустроиться.

В программе, которую мы сейчас реализуем в АГУ, принимают участие несколько ведущих работодателей Адыгеи. Когда мы общались с ними, интересовались, какие сотрудники им нужны. И на этой основе составили несколько «портретов» условного сотрудника, с набором определенных качеств и навыков. Получилось три обобщенных портрета — «коммуникатор» (сюда попадают такие профессии, как маркетолог, предприниматель, продавец), «инженер» (речь о работе на производстве и с оборудованием) и «программист». Текущая школа посвящена сфере коммуникаций. Поэтому в качестве партнеров мы пригласили тех работодателей, которым нужны маркетологи, предприниматели, продавцы.

- Студенты предполагают, что будут интересны работодателю какими-то определёнными качествами. А у работодателя часто другие запросы. Насколько велика разница?

- Часть студентов все еще думают, что красный диплом, хорошие оценки и успеваемость помогут всегда и везде. Нам же со школы закладывают мысль, что надо хорошо учиться, получить медаль, и тогда все будет хорошо. Такая модель работала 20-30 лет назад, но сейчас она перестает работать.

Да, медаль и красный диплом подтверждают наличие у выпускника усидчивости и дисциплины. Но работодатель также ожидает увидеть в новом сотруднике креативность, инициативность, критическое мышление. Студенты начинают понимать, что учиться на «отлично» недостаточно. Чаще работодателю  нужны опыт и активность.

- Многие выпускники сталкиваются именно с этой проблемой — из-за отсутствия опыта не берут на работу.

- Проект дает тот самый нужный опыт. Студент на старте получает задачу и в течение 5 недель работает над проектом. Суть программы проектной школы «АГУ - Точка Роста» — это симуляция работы руководителя. Возьмем, к примеру, оздоровительный курортный отель «Лаго-Наки». Нынешние клиенты — люди возраста 50+, которые приезжают сюда для восстановления своего здоровья. Сегодня компания ставит своей целью привлечь другую аудиторию — возраста 30–35 лет. Это молодые люди, которые ведут здоровый образ жизни и стремятся предотвратить проблемы со здоровьем в будущем. Руководство санатория хочет предложить студентам решить эту задачу. В течение 5 недель работы проектной школы ребята будут разрабатывать план действий в этом направлении.

По опыту проведения 35 предыдущих проектных школ в других городах могу сказать: работодатели видели результат работы и готовы были применять его у себя. То есть команда студентов делала что-то не менее полезное, чем опытные сотрудники компании. Ведь в ходе проекта ребята пишут отчеты, создают презентации, проводят глубинные интервью. На собеседовании выпускник может рассказать об этом, показать портфолио работ.

- Студентов для проекта вы выбирали на конкурсной основе. Кому отдавали приоритет?

Нам подали более 160 заявок на участие. Мы проводили конкурсные отборы, собеседования, по итогам которых в группу было зачислено более 70 человек. Мы не проверяем знания или навыки, а смотрим на открытость новому, любознательность, мотивацию человека. Первое, на что мы обращаем внимание - о чем человек мечтает, почему пришел к нам и как подходит к своему развитию. К примеру, просим назвать три вещи, которыми студент гордится. Интересуемся, что человек считает важным для себя. Кто-то считает важным золотую медаль, а кто-то — глубину изучения предмета. Другие считают важным отношения с людьми — как кого-то поддержал или спас. Потом смотрим на работу ребят в команде. И здесь значим не результат работы, а то, как они взаимодействуют. Один пытается прислушаться к другой точке зрения, поддержать участников, другой, наоборот, не готов менять позицию и стоит на своем. В школе «АГУ - Точка роста» такая установка будет не очень эффективна. И еще один не менее важный фактор — насколько человек дружит с логикой здесь и сейчас.

- На занятии вы просили ребят сформулировать свое понимание термина «профессионал». Каким было это представление у студентов?

- Образ профессионала у большинства студентов не сформирован. Чаще всего были общие слова о том, что профессионал — это человек, который является специалистом в своей области. На что я спрашиваю у них, кто тогда специалист. И они отвечают, что это человек, который профессионально что-то делает. Замкнутый круг. У ребят отсутствует понимание того, что значит профессионально с чем-то справляться, что значит глубоко погружаться в область и качественно решать какие-то задачи.

Мы разбирали пример, кто такой журналист. Студенты чаще всего говорят, что это человек, который пишет тексты. Но ведь тексты пишутся не просто так. Например, журналист, который пишет для бизнеса: он чуть ли не маркетолог, потому что мыслит  другими категориями - как писать тексты, чтобы развивать бизнес, привлекать туда больше денег. Научно-популярный журналист знакомит людей с наукой, чтобы сделать их жизнь лучше с помощью использования неких принципов науки. Кажется, что за профессионализмом студенты часто не видят глубину и красоту профессий.

Вообще, понять суть профессии можно тогда, когда ты ее делаешь руками. Часто студенты приходят на стажировку, две недели чем-то занимаются, а потом говорят, что им это неинтересно. Но как можно говорить, что это неинтересно, если ты еще не научился делать это качественно? Вот такие проблемы мы тоже хотим решать. Планируем запускать школу «Точка Роста» по другим специальностям — инженерным, программным. За время обучения в вузе студент должен попробовать себя в трех-четырех сферах, составить представление о том, кто такой профессионал в каждой из них.

- Каким должен быть итог школы?

Проект разбит на 10 этапов, по два в неделю. Сначала студенты изучают компанию, какие у нее есть конкуренты, практики и т.д. На втором этапе формулируются гипотезы — что можно предпринять. Затем общение и глубинные интервью с клиентами компании, выяснение их ожиданий. Потом доработка идей и создание прототипа идеи — то, что можно запустить в работу.

Даже если мы возьмем какой-то небольшой бизнес, то внутри он устроен очень сложно. Например, запустить обычную кофейню очень тяжело. Мы с ребятами решали, какие навыки нужны руководителю кофейни, чтобы она успешно работала. Так вот — мы насчитали примерно 150-200 навыков. Вот, кстати, интересный пример. Несколько лет назад руководитель одной из крупнейших в России сети пиццерий искал партнера. К нему поступило 150 заявок. Но топ-менеджер поставил важное условие — первые три месяца претенденты должны были проработать на кухне. Мне кажется, это важный момент. Многие хотят перескочить базовую ступень и сразу стать управленцем. Но практика показывает, что директор сети не может не знать, как устроены детали. Поэтому мы в школе «Точка роста» работаем и с такими ожиданиями студентов. Начинать нужно с первой ступеньки.

- Можете дать какой-то универсальный совет начинающему специалисту. Какие качества обязательно оценят потенциальные работодатели?

Осознанность и увлеченность. Под осознанностью я подразумеваю, что студент четко понимает, почему он хочет работать именно в этой сфере. Вложения работодателя в сотрудника долгосрочные, а если тот не определился, что ему интересно, и уйдет спустя время, это будут впустую потраченные ресурсы. Если же человек действительно хочет стать, допустим, инженером, то он будет хвататься за любые возможности — участвовать во всех конкурсах, посвящая этому каждую свободную минуту.

Увлеченность тесно связана с осознанностью. Когда студенты говорят об отсутствии опыта работы, то неправильно понимают это слово. Опыт — это не только формальная запись в трудовой книжке. Это может быть хобби — например, ютуб-канал с большим количеством подписчиков, хотя в студенчестве он воспринимается по-другому. Если у меня есть раскрученный ютуб-канал, значит, у меня есть большое количество навыков в сфере дизайна, понимание целевой аудитории, умение продвигать видео. Это уже базовый опыт для профессии маркетолога. Если студент может доказать, что ему тема интересна, и если он будет ее продвигать хотя бы в качестве хобби, это будет весомым аргументом для любого работодателя.

Статья написана по материалам:https://sovetskaya-adygeya.ru/index.php/intervyu/18386-intervyu-s-s-rukovoditelem-proekta-i-glavoj-phoenix-education-sergeem-sochnevym

Upcoming events

II Tourism Hackathon "Another Maykop" at Adygea State University
APRIL, 20-21
II Tourism Hackathon "Another Maykop" at Adygea State University
Adyghe State University is hosting the II tourism hackathon "Another Maykop" as part of the strategic project "Adygea - Territory of Health." The event aims to promote the development of tourism in the region and make the city of Maykop more attractive to visitors. This year's hackathon will take place from April 20th to 21st, with a new format that includes individual participants alongside group projects. Schoolchildren are also encouraged to participate.
IV International  scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"
April, 25
IV International scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"
The Adyghe State University International Faculty's Department of Russian as a Foreign Language invites you to take part in the IV International  scientific and practical conference "Language, text and culture: problems of linguistics and learning Russian as a foreign language"